Город физиков и велосипедистов

06.03.2014 в 15:46, просмотров: 1685

ПОКА В БОЛЬШИНСТВЕ ГОРОДОВ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ НА ПАРУ С ВЛАСТЯМИ ДУМАЕТ, что бы такое сделать для развития велодвижения, в Протвине активисты приходят в администрацию с конкретными планами.

Город физиков и велосипедистов
фото: Михаил Ковалев

Почему в небольшом наукограде на окраине области почему-то прижилась идея, которую никак до конца не привьют в других местах? Тут есть активисты. Причем не из тех, кто только на слова горазд. На свои собственные средства простые ребята без толстых папиных кошельков уже несколько лет содержат трек за городом. Постоянно проводят соревнования по велотриалу. И они почти всегда международные. Так уж получается. Трасса интересная, судейство честное, отношение к участникам достойное, поэтому спортсмены из ближнего зарубежья легко собирают вещи и приезжают бороться. Про европейскую часть России не говорим — и так все понятно.

Они не только собирают спортсменов. Каждое лето чуть ли не каждую неделю большой группой выезжают куда-нибудь за пределы Протвина. То на экскурсию, то еще куда. Группой-то веселее.

Вот на таких ребятах все здесь и держится. Поэтому, когда о том, что пора пересаживать население с автомобиля на двухколесный транспорт, только начали говорить, они уже были готовы что-то предложить.

— Проект предусматривает комфортное передвижение горожан и гостей по Протвину и в ближайшие населенные пункты по сети велодорожек и веломаршрутов, развитую сеть велопарковок и прокат велосипедов, — рассказывает Вадим, главный идеолог. — Особое внимание уделено созданию в рекреационной южной части Протвина велопарковой зоны, а именно включение в состав парка велостадиона, который существует на общественных началах в Протвине уже более 10 лет. Велосипедное движение в городе было всегда с момента основания. И поэтому все жители с удовольствием используют велосипед для передвижения по городу: на работу, в магазин, а также совершают велосипедные прогулки на Протву, на Оку, на мельницу, на Кислинский водопад, на озеро, а также в Дракино или Поленово. Исторически считается, все протвинцы говорят своим гостям, что Протвино — это подмосковная Швейцария, город дождей, красивых девушек и велосипедистов. Проект «Протвиновелопарк» возник из Генерального плана города и идеи о велосипедном экологическом курорте.

фото: Михаил Ковалев

Пока идеи ребят больше существуют на бумаге, чем в жизни, но потихоньку воплощаются. Им повезло в одном ключевом вопросе — Протвино еще на стадии своего строительства задумывался как город велосипедистов. Все общественные места были оборудованы велопарковками. Передвигаться по городу было удобно именно на велосипеде. На въезде в город построены гаражи для автомобилей. Горожане ставили машину и дальше двигались на двухколесном. В первом Генплане 1958 года, когда Протвино задумывался как город для пяти тысяч человек и только пятиэтажные дома, планировка закладывалась как свободная, по принципам «города-сада». Микрорайоны планировались так, чтобы удобно было в первую очередь пешеходам. Были там и тротуары, и бульвары, и пешеходные дорожки, и центральная улица не должна была быть автомобильной...

Здесь не стоит вопрос, где же найти пространство, чтобы поместились все. Оно тут есть априори. Было бы иначе, и соображения протвинских велосипедистов можно было бы использовать в других городах, в которых вопрос пространства — ключевой.

Но вот идею изменения человеческого мышления можно и позаимствовать. Раз принцип «делай как я» сработал здесь, кто сказал, что так не выйдет где-то еще? В конце концов на свои велопрогулки протвинские активисты нередко приглашали ребят из соседних Пущина и Серпухова. И те приезжали. А после стали проводить нечто подобное у себя.

— Особое внимание и предмет мечтаний всей спортивной общественности города — это создание круглогодичной вело-, лыжероллерной освещенной трассы, которая свяжет дворец спорта «Импульс», озеро, велогорку и стадион маршрутом. На этой трассе протяженностью около 5 км круглогодично и с пользой для здоровья протвинцы и гости могут кататься на велосипедах, роликах и роллерах летом, а зимой на лыжах. Администрация города идет навстречу всем пожеланиям общественности и велосообщества Протвина. В городе утверждена даже программа развития туризма, основой которой является именно велосипедная составляющая — та самая фишка, которая привлечет в город спортивных гостей.

Когда знаменитый датский архитектор Ян Гейл неделю назад на областном семинаре рассказывал, как должен выглядеть город для человека, а не для машины, он описывал примерно ту же картину. Только там его слушали с изрядной долей скептицизма. Но тут такие же идеи предлагают простые русские парни. Так, может, не так уж это невероятно?