Мигранты в лизинг

Юрий Рагозин, председатель Комитета по труду и занятости населения Московской области: «Человек должен работать там, где он родился»

С августа Комитету по труду и занятости населения Московской области выданы дополнительные полномочия по координации действий органов исполнительной власти по вопросам реализации миграционной политики. Председатель комитета Юрий Рагозин в эксклюзивном интервью нашему изданию рассказал, с чего начнется реализация новых полномочий комитета, насколько в принципе Московская область нуждается в услугах иностранных рабочих и что нужно сделать, чтобы от мигрантов перестали шарахаться.

Юрий Рагозин, председатель Комитета по труду и занятости населения Московской области: «Человек должен работать там, где он родился»

— Животрепещущая проблема в Подмосковье сегодня — миграция. Почему в Московской области так много приезжих и сколько мест для них предусмотрено по закону?

— Чтобы маятниковую миграцию сократить, нужно создавать рабочие места в Подмосковье. Причем такие, которые были бы востребованы жителями Московской области. По зарплате прежде всего и условиям труда. Сегодня в банке вакансий московской службы занятости около 70 000 вакансий. Считайте сами: 18 000 безработных, 70 000 вакансий. Казалось бы, четыре вакансии на одного претендента, иди и работай. К сожалению, в большинстве своем это вакансии, где зарплата заведомо ниже потребностей жителя Подмосковья. На 15 000 рублей вряд ли кто-то сегодня пойдет работать. Поэтому и вырисовывается такая картина: человек идет на работу в Москву, где средняя зарплата заведомо выше, чем в МО, а на это рабочее место привлекается иностранный гражданин.

На привлечение иностранных рабочих существует квота. Врио губернатора Андрей Воробьёв поставил задачу эту квоту снизить, сегодня она составляет 102 300 рабочих мест под иностранных граждан, или 3,5% от общего количества занятых. Это совершенно небольшое количество. В любом государстве это количество будет использоваться на тех работах, которые сегодня непривлекательны для местных жителей.

Более половины вакансий под мигрантов требуют от претендента определенной квалификации. Из других стран нами востребованы станочники, каменщики, строительные специальности в обрабатывающем производстве, в сельском хозяйстве и т.д. И порядка 38% — это, будем так говорить, низкоквалифицированные кадры.

— Что необходимо сделать предприятию, желающему использовать на производстве иностранную рабочую силу?

— Подать соответствующую заявку. Заявочная кампания на следующий год в соответствии с постановлением правительства начинается с 1 января и заканчивается 30 апреля. В период заявочной кампании 2013 года по квоте на 2014 год к нам обратилось 6300 работодателей. Они подали заявки на 819 тысяч рабочих мест под иностранцев. Я считаю, что это намеренно завышенные показатели. По принципу «проси всегда больше». К тому же есть немалое количество организаций, которые занимаются переуступкой квот другим организациям за определенное вознаграждение. В лизинг могут сдавать эту рабочую силу, в аутсорсинг так называемый. По квотной кампании этого года мы практически отсекли все эти организации. Нам из 819 тысяч заявок нужно сделать 102,3 тысячи. То есть из 6300 организаций почти трем тысячам мы отказали в квоте по различным основаниям. Либо они только что созданы и не ведут никакой производственной деятельности, либо они не обращались в центры занятости с заявкой со своими вакансиями на соответствующую рабочую силу, либо зарплатные вопросы вызывают сомнения, либо вопросы проживания и т.д.

— Недавно постановлением правительства комитету были выданы дополнительные полномочия.

— В этом месяце постановлением правительства комитету были даны соответствующие полномочия, связанные с координацией действий всех органов исполнительной власти (областных и федеральных) по реализации миграционной политики. Сегодня губернатор видит комитет как областную структуру, которая мониторит миграционные процессы и координирует взаимодействие органов власти в этом вопросе. Сегодня мы даем указания всем нашим центрам занятости (у нас 52 подведомственные структуры) в муниципальных образованиях, они эту координирующую роль выполняют непосредственно на местах. Главное — это четкое отслеживание того, как работодатель, имеющий квоту, привлекает иностранного работника, какую зарплату он ему платит и в каких условиях приезжий проживает. Сегодня мы выпустили распоряжение комитета главам муниципальных образований о создании так называемых общественных комиссий внутри этих образований, которые мониторили бы все миграционные проблемы, существующие в отдельно взятом муниципальном образовании: от трудоустройства до всех правонарушений. Это первый шаг к реализации новых полномочий комитета.

— Как вы относитесь к созданию специализированных компактных городков для проживания приезжих?

— Специализированные городки для приезжих — это, наверное, перспектива, к которой надо идти. Мы должны подвигнуть работодателя на то, чтобы иностранные граждане, которые у него работают, жили в нормальных, человеческих условиях. Мы считаем, что эти люди должны проживать в общежитиях по тем нормам, которые существуют. Должно быть все прозрачно, понятно, у работодателя должен быть соответствующий договор на аренду помещения или общежития.

Мы подготовили все документы для законодательной инициативы. Суть ее в том, чтобы мигрант не ходил здесь, не скитался и не получал бы правдами и неправдами соответствующие разрешения на работу. Нужно сделать правилом, чтобы приезжий в первую очередь сразу обращался в ближайший центр занятости населения. Если он не зарегистрировался в центре занятости в качестве ищущего работу — нечего ему делать на территории Московской области. Если он уволился с предприятия, он не должен идти дальше наниматься с этим разрешением на работу на другое предприятие. Он должен опять обратиться в центр занятости. Не обратился — депортация в течение трех месяцев.

— Насколько, по-вашему, область вообще нуждается в услугах трудовых мигрантов? Есть квота, сто с небольшим тысяч, есть запрос работодателя, 800 тысяч. Наверное, правда где-то посередине?

— Она не посередине. Правда — ближе к ста тысячам. Я думаю, что это от 100 до 150 тысяч. Это моя четкая позиция из той практики, которая сложилась за все предыдущие годы. 80 тысяч маловато, 150 — много. Я считаю, что квота в 102 300 — это оптимальное, что сегодня необходимо для региона. В первую очередь вопросы потока мигрантов мы должны рассматривать в плане безопасности жителей области. А во-вторых, нам ведь нищие мигранты тоже не нужны. Все преступления идут от нищеты. Если он в нормальных условиях живет, он не будет ходить по улице, воровать-убивать, от него не будут шарахаться. Должен заметить, что в ближайшей перспективе Московская область по-прежнему будет нуждаться в услугах приезжих рабочих. Это связано с быстрыми темпами развития региона, его экономики, инфраструктуры. Появляется множество новых предприятий, требующих рабочую силу различной квалификации, и кто-то должен на них работать. Наша задача — сделать участие приезжих в трудовом процессе цивилизованным.

— Правильно ли я понимаю, что речи о том, что мигранты отнимают хлеб у коренных жителей, не идет? На те места, на которые приглашают приезжих, не идут местные жители.

— В большинстве своем так. Если оставить все как есть и закрыть на это глаза, у нас будут возникать диспропорции. Житель Подмосковья по профессии, скажем, каменщик будет ездить на работу в Москву, а на позицию каменщика с меньшей зарплатой будет привлекаться иностранный гражданин. Я считаю, что это неправильно. Человек должен работать там, где он родился. Сегодня на 99% это рабочие места, которые не востребованы. Нельзя минимизировать издержки производства за счет дешевой рабочей силы. Надо платить, что положено платить, и делать подходы к условиям труда одинаковыми.

Дюжину МРОТ безработным бизнесменам

— Расскажите, как комитет помогает открыть желающим свое дело.

— Комитет оказывает соответствующую помощь безработным. Если человек с нашим участием делает определенный бизнес-проект, мы ему даем средства на так называемую самозанятость. Человек получает размер пособия по безработице в течение года единовременно. То есть первичный капитал составляет 58 800 рублей, при условии что кандидат защитил бизнес-план. По этим деньгам он, естественно, должен отчитаться.

Эту программу мы начинали в кризисные годы. В 2009 году у нас было порядка 600 человек таких. Сегодня 200–250 человек у нас ежегодно получают материальную поддержку. Мы выдаем человеку деньги и снимаем с учета. Мы готовы оплатить все регистрационные взносы и пошлины. Поможем и составить бизнес-план. Он получает размер пособия по безработице в течение года единовременно.

— Как вы относитесь к тому, что с июля нельзя указывать в объявлениях о работе пол и возраст?

— Очень хорошо отношусь. Мне самому не 18 лет. Есть проблемы не только у выпускников, но и у людей предпенсионного возраста. Женщины после 40 лет пишут, что практически их никуда не берут. Мужчины — то же самое. У выпускника-то еще все впереди, он может выбирать.

Вакансии, где есть ограничение по возрастному цензу, я считаю прямым нарушением и Конституции в том числе. Одно дело, если человек идет наниматься в полицию. Там, естественно, требования к возрасту существуют. Необходима служба в армии, учитывается и пол, это понятно. Сегодня игнорирование пола и возраста, к большому сожалению, остается на совести работодателя.

— На сайте вашего министерства есть новости о проведении неких групповых консультаций для безработных граждан. Что это такое?

— Есть такое мероприятие, как социальная адаптация на рынке труда. В первую очередь в отношении тех, кто либо впервые ищет работу, либо в отношении тех, кто длительно не работал и потерял определенную веру в себя, тех, кто отстал от веяний, от современных требований. Есть такие клубы ищущих работу, где мы с людьми предметно занимаемся. По аналогии с клубами анонимных алкоголиков. Люди обмениваются опытом: как себя преподнести, что можно и чего нельзя говорить, как выбрать для себя перспективную профессию. Отдельно там можно получить профориентационные услуги, но главное, повторяю, там можно научиться преподнести себя работодателю.

70 тысяч за инвалида

— Распространенная ситуация: диплом есть, стажа по профессии нет — а большинство работодателей интересует именно опыт. Как молодому человеку устроиться без опыта, где его наработать?

— Тема действительно достаточно сложная. Молодым специалистам, которые заканчивают областные заведения, гораздо проще, поскольку мы ведем их учет и проводим в учебных заведениях много мероприятий, которые дают возможность еще до окончания обучения ознакомиться и с рынком труда, и со спросом, который на нем существует. Здесь, на мой взгляд, проблемы нет в той степени, которая существует в принципе по выпускникам.

Если говорить о выпускниках, которые заканчивают московские вузы, а их достаточно много, — здесь действительно проблема есть. Таким выпускникам нужно стартовать с какой-то определенной позиции, учитывая, что они ставят себе достаточно высокую планку. Сегодня в Московской области достаточно вакансий, чтобы выпускник начал трудовую деятельность. Дальше жизнь покажет, на что он способен. Это первый момент.

Второй момент. Уже на том этапе, когда молодой человек устраивается в высшее учебное заведение, ему необходимо представлять, каковы потребности рынка и спрос на специальность, которой он хочет в дальнейшем заниматься. 10–15 лет назад все говорили о засилье юристов и экономистов, отчасти эта проблема существует и до сих пор. Молодые люди пишут, что готовы работать менеджерами, пиарщиками, но сегодня надо начинать с другого. В первую очередь востребованы инженеры. Им и на предприятие достаточно легко устроиться.

Отмечу, что сегодня выпускников на учете в центрах занятости стоит не очень много.

— А если говорить о школьниках — много ли работают они?

— В среднем в год у нас получается привлекать на временные работы порядка 20 тысяч школьников. Эта работа ведется по нашей программе временной занятости граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

— Насколько вообще сегодня востребованы школьники на рынке труда?

— Школьникам в первую очередь необходимо учиться. Постоянно работающие подростки — это скорее исключение. Как правило, подростки все-таки трудятся под присмотром родителей. В основном школьники работают в летний период. Из 20 тысяч в летний сезон к работам привлекается 15–16 тысяч школьников. Как правило, молодые люди привлекаются на низкоквалифицированные работы. Благоустройство территории, ремонт школы, уход за памятниками архитектуры. Вы же понимаете, что школьникам сложно соответствовать условиям и требованиям работодателя. Зарплата небольшая, но мы устанавливаем подросткам еще и полуторакратные пособия. Доплачиваем порядка 1000–1200 рублей, если они устраиваются от центра занятости. Я считаю, что работать школьнику полезно. Таким образом молодой человек и приобщится с юных лет к трудовой деятельности, и заработать может кое-что.

— А если школьник хочет работать не только в летнее время?

— Он может обратиться в центр занятости, и мы найдем ему работу. Хотя таких обычно немного. В индивидуальном порядке, через родителей, знакомых, это можно устроить. Главное — не в ущерб учебе. Также молодой человек может получить услугу по профориентации. Причем как в центре занятости, так и в школе, если поступает соответствующее заявление.

— Как комитет помогает трудоустроиться инвалидам?

— В рамках 597-го указа президента от 7 мая 2012 года у нас действует спецпрограмма по созданию специализированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Мы трудоустраиваем инвалида, возмещая работодателю затраты на создание для него специализированного рабочего места. Например, работодателю нужно приобрести компьютер с клавиатурой для слабовидящих. Мы готовы возместить средства на приобретение такого устройства. В этом году компенсация за одного трудоустроенного инвалида составляет 66 200 рублей, на будущий год составит 70 тысяч рублей.

Мы очень тесно работаем с МСЭК [медико-социальные экспертные комиссии], которые определяют степень инвалидности, показания к труду. У каждого центра занятости на местах заключены соглашения с ближайшим филиалом МСЭК. Только так возможно отследить человека с ограниченными возможностями и оказать ему поддержку в трудоустройстве.

Откуда больше всего едут работать в Московскую область?

Узбекистан — 25,5 тысячи человек (27% от всех приезжих)

Таджикистан — 20,8 тысячи человек (25%)

Украина — 18,3 тысячи человек (20%)

Молдавия — 13,2 тысячи человек (15%)

Самые востребованные профессии в Московской области

Подсобный рабочий — 4925 заявок. Средняя з/п — 14 647 руб.

Швея — 2460 заявок. Средняя з/п — 16 181 руб.

Водитель автомобиля — 2444 заявок. Средняя з/п — 22 700 руб.

Сколько платят в Московской области?

Больше всего в Химках, Домодедове, Лобне, Подольске, Королеве. Средняя зарплата доходит до 50 500 руб. Практически как в Москве.

Меньше всего: Озерский, Талдомский, Лотошинский, Зарайский районы. Средняя з/п не превышает 26 000 руб.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру