Дышите глубже

Воздух в Подмосковье чище, чем в Европе

18 МЛРД 117 МЛН РУБЛЕЙ ПЛАНИРУЕТ ПОТРАТИТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ «ЭКОЛОГИЯ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ПОДМОСКОВЬЯ НА 2014–2018 ГОДЫ». Никогда ранее на защиту окружающей среды в регионе такие деньги не выделялись. Вопросов про то, как же планируют улучшать экосистему региона, много. «НП» на них ответил министр экологии и природопользования Московской области Анзор Шомахов.

Воздух в Подмосковье чище, чем в Европе
Наиболее благоприятная экологическая обстановка сегодня сложилась на западе и северо-западе Московской области. А вот в восточных районах похуже, особенно ближе к Москве. Фото из личного архива Анзора Шомахова.

— За два года должны прекратить свою работу 24 из 39 полигонов Московской области. Напомните, какие полигоны уже закрыты, какие прекратят работу до конца года.

— В июне-августе 2013 года прекращено функционирование четырех полигонов ТБО: «Левобережный» в Химках, «Электросталь», «Сафоново» в Раменском районе, «Быково» в Павлово-Посадском. Завоз отходов туда не производится, места возможного заезда на территорию перекрыты. Территория объектов находится под охраной, ведется круглосуточное видеонаблюдение.

Вопросы рекультивации решены по-разному. В Химках администрацией проведен тендер на разработку проекта рекультивации. В Электростали администрацией направлена заявка на участие в ФЦП «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014–2025 годы» с предложениями по софинансированию работ. Полигоны «Сафоново» и «Быково» имеют проекты рекультивации, но к их реализации не приступали. Проекты требуют доработки с учетом современных природоохранных требований.

До конца 2013 года планируется закрытие полигона ТБО «Кулаковский» в Чеховском районе.

— Вы говорили, что программа по созданию новой отрасли по переработке отходов взамен устаревшей системы полигонов будет разработана до конца года. Можете ли вы уже сейчас рассказать что-нибудь о ней? Определено ли, где будут располагаться новые мусороперерабатывающие заводы?

— Комплексная система обращения с отходами в настоящее время разрабатывается правительством Московской области. Для ее реализации ведется анализ исходных параметров программы по утилизации отходов, идет подготовка к строительству первых пяти мусороперерабатывающих комплексов. Правительство предметно занимается подбором земельных участков для новых мусороперерабатывающих заводов. Это непростая и щекотливая задача, требующая внимания и терпения. В частности, работы с населением районов, где предполагается такие объекты разместить. Над этим проектом сейчас работают минэкологии, минимущества, главархитектура и муниципальные образования.

Главархитектура Московской области сегодня разрабатывает схему размещения объектов инфраструктуры обращения с отходами. Они будут определяться в соответствии с действующим законодательством, а также природоохранными, градостроительными, санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами. Критерии для подбора земельных участков уже разработаны. После определения конкретных мест в обязательном порядке будут проводиться общественные слушания, оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Впоследствии будет проведена государственная экологическая экспертиза федерального уровня.

— Вы сказали о критериях подбора территорий под новые заводы. Каковы они?

— Существуют нормы СанПиНа, которые предполагают конкретную отдаленность такого рода объектов от мест проживания людей. Например, если речь идет о переработке 40 тысяч тонн отходов в год, объект должен находиться не менее чем в 500 метрах от ближайшего населенного пункта. Свыше 40 тысяч — расстояние должно составлять более километра.

Поясню на примере сегодняшних полигонов. Например, объект находится на законном расстоянии, а люди все равно выражают недовольство. Есть такие моменты, как запах, который распространяет полигон, или вид из окна. Так вот, каждый участок под будущий полигон или завод мы планируем рассматривать воочию. В идеале между таким объектом и населенным пунктом должна быть преграда. Например, лес или промышленный объект.

Транспортное прохождение отходов также не должно доставлять жителям дискомфорт. В то же время система перемещения отходов должна быть организована максимально удобно для непосредственной работы мусороперерабатывающих предприятий.

Все это наша забота. Мы создаем новую индустрию по переработке отходов. Все планируемые участки мы будем обсуждать с населением. Необходимые геодезические исследования будут тщательно проведены, все нормы экологической экспертизы будут соблюдены, строительство будет проходить под нашим контролем.

— Кстати, о жителях… Чтобы мусор было удобнее перерабатывать, его надо разделять. Делает ли что-нибудь минэкологии для просвещения жителей в данном вопросе?

— Действительно, в образующихся отходах содержится значительное количество макулатуры, пластика, текстиля, стекла, лома черного и цветных металлов, древесины, резины и кожи. Все это обширное многообразие требует особого подхода к переработке, утилизации и захоронению. Мы создаем целую отрасль, во многом новую для Подмосковья. Чтобы новая система функционировала оптимально, нужно все хорошо продумать. От раздельного сбора мусора, до утилизации «хвостов» — того, что переработать не удалось. Раздельный сбор — важная составляющая системы. Но тут все во многом зависит от конкретного человека. Сейчас, я считаю, надо думать над тем, как новая отрасль должна наладить партнерские отношения с производителями товарной продукции и упаковок. На взаимовыгодных условиях для всех участников процесса нужно предусмотреть возможность последующей переработки уже на стадии производства.

— А насколько механизм реализации переработанного сырья налажен сейчас?

— Московская область уже приступила к созданию отрасли по переработке различных видов отходов с максимальной возможностью их вторичного использования. Промышленная переработка отходов в Подмосковье на начало 2002 года практически отсутствовала.

В Подмосковье апробированы различные подходы по внедрению раздельного сбора мусора. Уже создано 23 объекта по утилизации отходов, начиная от банальных прессовых пунктов и заканчивая современными мусоросортировочными комплексами с применением технологии брикетирования и капсулирования «хвостов», оставшихся после сортировки. Они есть в Торбееве, Щелкове, Электростали. В самое ближайшее время мы приступим к строительству крупных мусороперерабатывающих предприятий. Мы планируем к 2020 году возвращать во вторичный оборот более 50% отходов, образующихся в регионе, и тем самым снизить объем отходов, подлежащих захоронению. Создание отрасли само по себе будет способствовать формированию необходимых условий для реализации переработанного сырья.

При существующей системе тарифного регулирования и действующего законодательства утилизация отходов — это, увы, дотационная составляющая бюджетов муниципальных образований.

— И как министерство планирует изменить ситуацию, сделать утилизацию и переработку отходов коммерчески состоятельной?

— Ситуацию можно изменить двояким способом — резко поднять тарифы для населения (это, по понятным причинам, нереально) или создать условия, выгодные для всех участников процесса. Необходимо на законодательном уровне предусмотреть введение системы ответственности производителя или импортера за утилизацию произведенной или ввезенной продукции. Это позволит получить дополнительные финансовые ресурсы, которые должны аккумулироваться в создаваемых внебюджетных фондах. Такие фонды должны использоваться исключительно на развитие отходоперерабатывающей отрасли.

Только на государственном уровне можно дать старт цивилизованному и безопасному решению проблемы обращения, производства и потребления отходов.

Сегодня за сбор и вывоз мусора платит сам гражданин. Этой суммы хватает ровно на то, чтобы взять общий бак и вывезти это все на полигон. Плата за содержание контейнерной площадки, логистические издержки и за само захоронение тарифицируется законом. Бизнес по утилизации не сложился цивилизованно не просто так. Он не сложился из-за отсутствия экономической целесообразности, то есть в конечном итоге — прибыли оператора. Товары, произведенные в процессе утилизации, дают выручку меньше, нежели на все это нужно затратить. Причины разные — дорогостоящие технологии, необходимость платить достойную зарплату, коммунальные издержки. Когда мы говорим, что мы вынуждены разместить завод подальше, надо подумать, как туда подтянуть электричество, воду, канализацию. Соответственно, у нас и возникает вопрос окупаемости издержек.

Андрей Воробьев поднял этот вопрос на самый высокий уровень, доведя его до Президента РФ. Суть в том, что для Подмосковья эта проблема стоит острее, чем для кого бы то ни было. Население наше тоже ратует за решение мусорного вопроса. Люди у нас достаточно понимающие, знают, что без таких объектов мы обойтись не сможем. И я гарантирую, что все у нас будет — и заводы, и полигоны. И все это будет в соответствии с требованиями закона, дающими нам возможность с наименьшим экологическим ущербом удалять отходы.

— Значит, поднимать плату для населения за вывоз мусора не планируется?

— Мы считаем, что нужны иные формы возмещения издержек, иные стимулы для организации этой отрасли. В Европе плата населения за удаление отходов гораздо выше. Но мы считаем, что наше население должно быть ограждено от всякого непонятного повышения цен на услуги жилищного характера. Стимулы необходимы со стороны государства. Может быть, это будут дотации, причем необязательно из бюджета. Мы предполагаем, что государством будет создано некое фондирование, которое будет предполагать некие экологические платежи. Сейчас формы их обсуждаются, в том числе в Министерстве природных ресурсов Российской Федерации. Минэкологии также участвует в рабочей группе при Государственной думе, которая занимается непосредственно разработкой изменений в законодательстве. Мы знаем, какие изменения нужно внести в операционную структуру по удалению отходов. И свое мнение стараемся согласовать со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, в том числе федерального уровня.

— Ранее вы говорили, что программа будущей отрасли будет к ноябрю более-менее просматриваться.

— Не просматриваться. Мы уже поставили ее себе в план. В ноябре министерство уже должно представить ее на обсуждение, а затем, после дискуссии, подать программу на экологическую экспертизу. В ней определены в том числе конкретные участки, где будут располагаться и заводы по утилизации, и так называемые «хвостохранилища» в виде полигонов. В программе определено и то, как они будут выглядеть, что это будут за заводы. Все будет проходить в условиях полной гласности.

Многих беспокоит вопрос сжигания мусора. Сжигание мусора в прежнем понимании очень затратно. Такая технология в политику области не ложится. Но если говорить об утилизации в плане преобразования в тепло или электроэнергию, это совсем другая ситуация. Мы ее тоже будем рассматривать, в случае если энергетические гиганты будут нас в этом поддерживать. Если МОЭК будет выгодно покупать электроэнергию, она обязательно ее купит — это законы рынка. Только в случае получения из этих произведенных энергоресурсов выручки можно идти на такое производство.

Москва от своих трех заводов произведенную энергию продает по приблизительно рыночной цене. Но суть в том, что такая цена не адекватна операционным затратам. Поэтому часть операционных издержек субсидируется городом.

— На Западе произведенную из мусорного биогаза энергию поставщиков обязывают приобретать на законодательном уровне, причем по завышенной цене.

— Да, это один из вариантов. Себестоимость такой энергии высокая, и ее приобретение носит социальный характер. Пожалуй, без участия государства убедить приобретать энергетиков такой продукт не удастся.

— Но в Москве как-то этот вопрос сумели обустроить.

— Не совсем. Там все-таки идет большая субсидия со стороны правительства города. Вообще я думаю, что такого рода решения должны распространяться на всю страну. Если уж обязывать энергетиков приобретать такую энергию, то на федеральном уровне.

— Вы как-то отмечали, что одной из главных проблем в экологической сфере является несоблюдение природоохранного законодательства. Какие меры предпринимает министерство, чтобы изменить ситуацию?

— Здесь заключены многие беды Московской области. В проблеме загрязнения окружающей среды решающий фактор — человеческий. Для многих граждан и юридических лиц все еще действует такой подход, который можно выразить фразой «природа для народа — бесплатный магазин». Эту ситуацию надо менять.

Внедрение современных ресурсосберегающих технологий в производство, строгое соблюдение природоохранного законодательства и просто наведение элементарного порядка позволят очистить наши леса, реки и озера. Исчезнут такие понятия, как «несанкционированная свалка», «захламленность», «лесные и торфяные пожары», другие негативные явления.

Одними нормативными и административными мерами нам эту проблему не решить. Здесь необходима поддержка общества. И министерство экологии и природопользования в своей деятельности, в своих новых подходах делает упор на привлечение общественности к решению экологических проблем Подмосковья.

Для решения этих и других проблем разработана государственная программа Московской области «Экология и окружающая среда Подмосковья на 2014–2018 годы», рассмотренная и утвержденная правительством 1 августа этого года. Она в свою очередь включает в себя множество более конкретных подпрограмм. Многие из них реализуются нами совместно с комитетом лесного хозяйства Московской области. Эти программы направлены на комплексное решение вопросов экологии, охраны окружающей среды, возрождение лесов Подмосковья и рациональное природопользование.

— Если сравнивать экообстановку по районам — какой самый чистый, самый грязный?

— Экологическая обстановка зависит от множества факторов: близости к Москве, розы ветров, насыщенности территории промышленными предприятиями, наличия мощных транспортных потоков, лесистости и еще многих других.

Основное загрязнение атмосферного воздуха происходит в зоне влияния объектов теплоэнергетики, промышленных предприятий и автомагистралей. Например, вблизи Каширской и Шатурской ГРЭС, Щуровского и Воскресенского цементных комбинатов. В городах Мытищи, Дзержинский, Серпухов, Электросталь, Подольск бывают случаи, когда превышаются предельно допустимые концентрации указанных загрязняющих веществ. В некоторых городах периодически наблюдаются превышения разовых концентраций загрязняющих веществ: в Клину — формальдегида, в Воскресенске — аммиака, в Щелкове и Электростали — хлора. Тем не менее средние показатели выбросов загрязняющих веществ находятся в пределах допустимых норм. Случаев высокого и экстремально высокого загрязнения атмосферного воздуха за последний период не зафиксировано.

Общий валовый выброс загрязняющих веществ постоянно сокращается за счет уменьшения количества сожженного топлива, выполнения мероприятий по повышению экологической безопасности и внедрения современных приборов контроля выбросов на энергетических предприятиях.

Можно сказать, что наиболее благоприятная экологическая обстановка сложилась на западе и северо-западе области (Лотошинский, Шаховской, Можайский, Волоколамский, Талдомский и другие районы). Менее благоприятны экологические условия в районах, близко расположенных к Москве (Балашихинском, Люберецком, Мытищинском, Химкинском, Щелковском). Нужно понимать, что с учетом погодных и климатических условий экологическая обстановка динамична и быстро меняется.

В общем и целом, повторю, обстановка стабильная, продолжается тенденция к ее улучшению.

— Какова общая экологическая обстановка в Подмосковном регионе относительно регионов соседних?

— Московская область — наиболее урбанизированный регион Российской Федерации. Здесь на экологию свое мощное влияние оказывает крупнейший город России — Москва.

Сегодня 86% всех видов загрязняющих веществ со стационарных источников полностью обезвреживается. Под стационарными источниками я подразумеваю промышленные предприятия, предприятия коммунального хозяйства и тому подобные. Процент этот непрерывно растет за счет обновления очистных сооружений и строительства новых, более современных.

86% — один из самых высоких показателей в Центральном федеральном округе. Наша задача — довести эту цифру если не до 100, то до 99% точно. Это вполне достижимо.

Согласно докладу Минэкологии РФ, в 2011 году случаи серьезного загрязнения атмосферного воздуха зафиксированы в 35 городах. Ни одного подмосковного города в этом списке нет.

Есть еще один жизненно важный показатель — доля населения, проживающего в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха. В Московской области доля такого населения составляет 1,8%. В предыдущие годы показатель составлял 8% и 5%. Сравните с другими субъектами Центрального федерального округа: Воронежская область — 47,3%, Рязанская область — 45,8%; Липецкая область — 43,6%, Тульская область — 40,8%.

В 2012 году Международное экологическое движение TERRA VIVA наградило Московскую область главной наградой международных экологов, премией GLOBAL ECO BRAND AWARD в номинации GRAND PRIX-2012. Московская область — первый и пока единственный субъект Российской Федерации, отмеченный такой высокой наградой.

— Одна из главных экологических проблем сегодня — автотранспорт. С одной стороны, обилие машин загрязняет атмосферу и ухудшает экологическую обстановку в регионе, с другой стороны — без новых дорог никуда. С точки зрения окружающей среды строительство новых дорог — это плюс или минус?

— Решающий фактор здесь — пропускная способность дорог. Пробки ухудшают экологическую обстановку. Соответственно, развитие дорожно-транспортной инфраструктуры может ее только улучшить. Да, новые трассы занимают дополнительные территории. Но в общем процентном отношении они несущественны.

— То есть если какая-то часть лесов попадает под вырубку, это адекватно компенсируется за счет расширения пропускной способности?

— Абсолютно. Это не говоря уже о том, что мы бережем таким образом энергоресурсы в виде топлива, которые машины жгут, простаивая в заторах. Если леса, которые попадают под вырубку в связи с прокладыванием дороги, имеют особую значимость, мы всегда предлагаем искать альтернативные пути. Количество дорог в МО в процентном отношении к общим площадям гораздо ниже, чем в той же Европе, да и количество машин у нас вряд ли больше. При этом считается, что у них экология хорошая, а у нас плохая.

Требования к техническим характеристикам автомобиля, как с точки зрения очистки отработанных газов, так и с точки зрения требований к стандарту топлива, у нас постепенно ужесточаются. Но это полномочия не отдельно взятой области, а Федерации.

Области еще повезло и в том плане, что машины по дорогам ездят более дорогие. Чем дороже автомобиль, тем, как правило, лучше в нем поставлена система очистки выхлопных газов. В этом отношении мы как раз скоро догоним Европу.

СПРАВКА

Анзор Блюевич Шомахов родился в 1971 году в городе Терек Кабардино-Балкарской Республики. После школы окончил Кабардино-Балкарскую государственную сельскохозяйственную академию и Российскую академию государственной службы. В 90-е годы работал в бизнес-структурах, занимал пост директора МУПа. Перед уходом на пост зам. министра экологии в 2012-м два года трудился в администрации Одинцовского района, где прошел путь от консультанта инвестиционного управления до первого заместителя руководителя администрации. В ноябре 2012-го назначен исполняющим обязанности министра. В конце января 2013-го утвержден в должности.

В детстве будущий министр собирал наклейки, вырезки из журналов и хотел стать дизайнером. Чуть позже — инженером в автомобильной индустрии.

Сейчас у Анзора Шомахова трое детей. Старший в свои 12 лет мечтает стать физиком.

Хотя бы раз в неделю Анзор Блюевич старается найти время для элементарной гимнастики. Завести полноценное хобби не дает запредельная занятость.

Среди главных своих жизненных принципов министр выделяет честность и доброжелательность.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру