Заложник президента?

Ты виноват лишь в том... или Как оказаться невовремя в ненужном месте

Александр Лукашенко относится к числу людей, которые всегда могут рассказать что-то неожиданное. Заявив на пресс-конференции 11 октября о том, что Россия должна отдать ему Калининградскую область, он мастерски отвлек внимание публики от главного вопроса, в очередной раз осложнившего отношения между двумя странами, — калийного конфликта, из-за которого в Минске арестован гендиректор компании «Уралкалий» Владислав Баумгертнер.

Ты виноват лишь в том... или Как оказаться невовремя в ненужном месте

Понятно, что для Лукашенко ситуация с «Уралкалием» имеет политическое значение. Всякий раз, когда экономическое и социальное положение в Белоруссии ухудшается, появляется потребность указать на очередных внешних врагов — тут минский «Батька» не оригинален. Однако в данном случае за потоком обвинений очень трудно увидеть какую-либо экономическую логику.

Читая высказывания белорусского президента, невольно начинаешь подозревать, что глава сопредельного государства живет в особом мире, где не действуют объективные тенденции хозяйственного развития. Для любой проблемы есть универсальное объяснение — злая воля отдельных людей, упорно действующих назло минскому руководству. Само же это руководство, похоже, никогда за собой никаких ошибок или просчетов не замечает.

Мировой рынок калийных удобрений в самом деле обвалился за последние несколько месяцев. Главной причиной этого является слабый спрос в страдающей от кризиса мировой экономике, но именно действия Минска оказались тем толчком, который привел к лавинообразному падению цен. Указ президента Лукашенко от 22 декабря 2012 года об отмене исключительного права Белорусской калийной компании (БКК) на экспортные поставки белорусского калия привел к тому, что на рынок вышли новые поставщики, причем торговали они по параллельным каналам продукцией все того же «Белоруськалия», которую предлагала и БКК. Неудивительно, что российский «Уралкалий» был вынужден в таких условиях сменить тактику, выбрасывая на рынок все больше продукции. Если раньше прибыль делали за счет высокой цены, то теперь — за счет увеличения объема.

Нетрудно догадаться, что цены пошли вниз. Выглядит это так, что белорусские производители подсчитали убытки, а «Батька» назначил виновного. Самого себя осудить или потребовать возмещения каких-то убытков президент, конечно, никак не мог. Тем более — отменить собственный указ. Остается валить вину на российского партнера? В самом деле, «Уралкалий» поступил ужасно: вместо того чтобы смириться с убытками и отказаться от контрактов, которые стали уходить к конкурентам, начал наращивать производство. С точки зрения «Батьки», это уже больше, чем просто злонамеренное поведение.

Тут, как назло, попался под руку Баумгертнер, имевший несчастье не вовремя оказаться в столице Белоруссии. Его арестовали и собираются судить по всей строгости. Что касается такой мелочи, как вопрос о виновности российского гражданина, похоже, что его «Батька» уже с легкостью решил. Слово «преступление» было повторено Лукашенко не раз. Причем, если я правильно понимаю, в статье Уголовного кодекса, на которую ссылается глава государства, речь идет о служебных преступлениях белорусских должностных лиц, к числу которых арестованный никак не относится. Но это мелочь, видимо, совершенно не заинтересовавшая Лукашенко. В крайнем случае, и закон при необходимости можно отредактировать.

Правда, президент за время пресс-конференции несколько раз напомнил, что он человек незлопамятный: может, если сочтет нужным, не только наказывать, но и прощать. Иными словами, если будет выполнен ряд требований, то в судьбе Баумгертнера могут наступить позитивные изменения. Получается, что гендиректор «Уралкалия» — заложник? А президент суверенного государства не только признается в этом открыто, но даже использует для давления официальную пресс-конференцию.

Будем откровенны: в политике нередко прибегают к подобным методам , но все-таки в течение последних нескольких столетий такие вещи не делают открыто, предпочитая тайные дипломатические каналы и тонкие намеки. А чтобы так прямо и открыто, да еще в прямом эфире — на подобное, пожалуй, может решиться только Александр Григорьевич!

А пока требования не выполнены, белорусское правосудие «жонглирует» уголовными статьями. С легкостью и формулировки обвинения можно поменять: не получится обосновать «злоупотребления», попробуем что-то придумать с «хищением».

Говорит «Батька» обо всем этом азартно и весело, жаль только, его остроумие не сможет оценить сидящий под арестом Баумгертнер.

Увы, то, что хорошо на эстраде, не всегда убедительно звучит с правительственной трибуны. Ведь у слушателей может зародиться вопрос: кому морочит голову глава государства? Одно дело, если он хочет произвести впечатление на слушателей, и совсем другое — если он сам верит в то, что говорит. В таком случае, дело действительно плохо. И не только у Баумгертнера...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру