О том, что Сочи станет местом проведения Олимпиады-2014, весь мир узнал 4 июля 2007 года. Судьбоносное решение было принято на 119-й сессии Международного олимпийского комитета в Гватемале. Тогда на звание столицы зимней Олимпиады-2014 претендовали сразу три города — Сочи, Зальцбург и Пхенчхан. Подготовка к масштабному событию мирового уровня началась сразу же после оглашения результатов — в 2007-м. Было решено построить в Сочи самое большое количество спортивных объектов за всю историю Игр. Они должны были расположиться в двух кластерах — прибрежном (Олимпийский парк Сочи) и горном (Красная Поляна). В первом кластере планировалось сосредоточить все ледовые объекты, во втором — возвести современные горнолыжные трассы.
Масштаб работ был колоссальным. Организаторы понимали, что главная задача страны, принимающей у себя Олимпийские игры, — создать максимально комфортные условия, необходимые для успешного пребывания спортсменов и гостей со всего мира. Казалось, что реализовать все в такие сжатые сроки просто нереально, ведь нужно было начинать работу с нуля. Однако процесс пошел, олимпийская стройка «закипела».
Многие проекты удалось воплотить благодаря инвесторам. Генеральным партнером Олимпиады выступил ОАО «Сбербанк России». Главная кредитная организация страны является мажоритарным акционером ОАО «Красная поляна» (92,1% акций). При этом ОАО «Красная поляна» — ответственный исполнитель по строительству олимпийских объектов федерального значения: комплекса трамплинов К-125 (большой трамплин) и К-95 (малый трамплин) «Русские горки», а также олимпийской медиадеревни и горного медиацентра. Именно на «Русских горках» впервые за историю Олимпийских игр будет разыгрываться комплект медалей среди женщин. По словам экспертов, комплекс не имеет мировых аналогов, т.к. был построен в соответствии с самыми последними стандартами FIS, принятыми в 2008 году. Кстати, для его возведения использовалось лучшее в мире оборудование.
Строительство объекта началось в октябре 2010 года и завершилось в январе 2012 года. При этом уже в феврале 2012-го на трамплине успешно прошли первые тестовые соревнования. После этого «Русские горки» не раз становились центром значимых спортивных событий мирового масштаба. А ведь еще совсем недавно организацию соревнований международного уровня в Сочи трудно было даже представить. Но лед, как говорится, тронулся.
Место для строительства комплекса было выбрано неслучайно — учитывался максимально комфортный для летающих лыжников ветер, который на данном трамплине дует в основном навстречу спортсменам, что позволяет достичь максимально высоких спортивных результатов. При этом расположенные справа и слева склоны гор закрывают трамплин от бокового ветра, крайне опасного в этом виде спорта. Важно и то, что комплекс является круглогодичным — покрытие разгонной части трамплина выполнено из высокопрочной керамики, благодаря чему тренировки на объекте можно проводить и в летний период.
Но отметим и другие не менее значимые объекты, возведенные при участии Сбербанка. Олимпийская медиадеревня и горный вспомогательный медиацентр — именно там в период XXII Олимпийских и XI Паралимпийских игр будут проживать журналисты, освещающие спортивные соревнования горного кластера. Медиацентр представляет собой многофункциональное здание общей площадью более 33 тыс. кв. м и высотой 24,5 м, он предназначен для работы до 4 тыс. представителей СМИ, и именно оттуда будут вестись все трансляции и прямые включения. Центр построен с учетом максимально комфортного пребывания людей с ограниченными возможностями — здесь есть входные пандусы, лифты, подъемники на сцену, проемы и туалетные комнаты. Все это, очевидно, будетнеобходимо не только во время Олимпиады. После завершения Игр объекты продолжат функционировать в составе проекта «Горки город» — уникального мультибрендового курорта, ориентированного на здоровый и активный отдых, качественный сервис и разнообразный досуг. Для курортного Сочи это, скорее всего, в новинку. К тому же проект создавали лучшие европейские и российские архитекторы.
В соответствии с концепцией «Горки город» состоит из двух секторов: так называемых «Нижнего города» и «Верхнего города», расположенных на высотах 540 и 960 м над уровнем моря. Нижняя часть (отметка +540), по задумке организаторов, имеет молодежный характер. Здесь на открытом воздухе планируется проводить шумные массовые мероприятия. Тут же расположен и торгово-развлекательный центр с ресторанами, кафе, ночным клубом и уникальным аквапарком.
Верхняя часть курорта (отметка +960) — более комфортная зона для отдыха и проживания. Здесь предусмотрен СПА-комплекс общей площадью около 9 тыс. кв.м с крытым бассейном и зонами релаксации, в каждой гостинице имеется ресторанная зона. Подняться в отельный комплекс на отм.+960 м можно по канатной или автомобильной дороге. Создатели и инвесторы проекта уверены — курорт будет востребован и в дальнейшем.
«Катание на горных лыжах и сноубордах зимой, обзорные экскурсии летом — все это привлекает туристов. Средняя посещаемость горнолыжных трасс в зимний период до Олимпиады составляла 1—2 тыс. человек в день, — рассказывает Cтанислав Кузнецов, заместитель Председателя Правления Сбербанка России. — Мы рассчитываем на то, что курорт будет востребован и после Игр. Календарь мероприятий, намеченных на ближайшую и среднесрочную перспективы, — достаточно насыщенный». По словам Кузнецова, в июне этого года здесь пройдет саммит «Большой восьмерки», а в октябре «Горки город» станет центром размещения гостей и развлекательных мероприятий во время проведения «Формулы-1». В самой ближайшей перспективе — открытие одного из крупнейших в России конгресс-центров. Кроме того, в течение всего года здесь будут проходить фестивали и выставки под открытым небом.
Представители кредитной организации прогнозируют городу-курорту Сочи большое будущее и не сомневаются в том, что усилия по подготовке к Олимпийским играм были не напрасными. Соглашение о партнерстве между Сбербанком и Оргкомитетом «Сочи-2014» было подписано в апреле 2009 года. После этого была проведена большая работа не только на строительных площадках, но и внутри самой кредитной организации. Она коснулась развития филиальной сети банка, подготовки кадров, предложения новых финансовых продуктов и сервисов. Офисы Сбербанка появились и на Олимпийских объектах. Изменения затронули и «большой» Сочи — количество структурных подразделений банка в городе осталось прежним, но полностью изменилось их внутреннее содержание, геолокация и техническое оснащение. Словом, необходимую инфраструктуру подготовили, и пришло время ее опробовать.
Олимпийская столица выросла на глазах, преобразилась до неузнаваемости и, по мнению экспертов, готова встречать мировое сообщество. «...Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно».Организаторы верят — курорты Красной Поляны смогут составить конкуренцию перенасыщенным городам Австрии и Швейцарии.
Валерия СЕРЕГИНА.