На «Евро-3» поедут все

С нового года страна пересядет на более экологически чистый бензин

Под конец уходящего 2012-го года мы решили подвести итоги работы нефтегазовой отрасли, которая в прямом смысле слова «кормит» нашу страну. Тем более, что год был полон интересных историй и громких событий. Введут ли «Евро-3», что будет с Южным потоком, что можно ждать от цен на нефть и газ? На наши вопросы и вопросы наших читателей ответил заместитель министра энергетики Павел Федоров.

С нового года страна пересядет на более экологически чистый бензин
Павел Федоров

-Какими будут цены на нефть будут в 2013-м году?

В сегодняшнем мире нефть стала не просто основным энергоносителем, но и «резервной валютой», средством сохранения стоимости. Количество «бумажных», спекулятивных сделок с нефтью в десятки, а иногда и в сотни раз превышает объемы торгов с реальной физической поставкой. Поэтому, если говорить о прогнозной цене нефти на ближайшее время, то рынок, к сожалению, стал очень неустойчивым, волатильным - и в случае любых непредвиденных событий, мы наблюдаем непропорционально резкие скачки стоимости нефти, прежде всего, из-за оттока или притока ликвидности. В то же время, можно сказать, что более долгой перспективе, 10-15 лет нефть безусловно останется высоко востребованным товаром, а ее потребление будет расти.

- А что будет с ценами на газ?

- В случае с газом гораздо сложнее говорить о единой стоимости и ее динамике -- это не 3-4 маркерных сорта как в случае с нефтью, есть много спотовых региональных рынков, большая транспортная составляющая, но в целом мы считаем, что стоимость газа в долгосрочной перспективе также будет расти, на многих региональных рынках он «перепродан», ведь потребление газа определяется конъюнктурной экономической ситуацией. Лет 5 назад мало кто мог представить в каком положении окажутся Италия, Испания и Португалия – в последнем случае потребление за 2012 год упало чуть ли не на 15%. Надеемся что будет восстановление, в какой-то форме кризис должен разрешиться. На восточном направлении все гораздо более оптимистично - экономики АТР будут продолжать расти, с их ростом будет расти потребление газа – поэтому для России это безусловный приоритетный рынок сбыта.

- Не слишком ли мы были оптимистичны, начав строить «Южный поток»?

- В части поставок в европейском направлении, то можно сказать, что сегодня европейский рынок скорее перенасыщен газом, и среднесрочное предложение будет превышать объективный спрос на газ. Россия, с учетом ввода в эксплуатацию Бованенковского месторождения, сможет достаточно легко обеспечить нынешние потребности Европы уже существующими мощностями до 2020-2025 года. Вместе с этим, надо твердо гарантировать поставки газа через диверсифицированные и каналы сбыта – для этих целей и реализуются проекту «Северный поток» и «Южный поток», первоочередная задача которых — создание дополнительных экспортных маршрутов.

- Когда будет достигнута экономически обоснованная цена на газ? Ведь мы платим уже практически столько же, сколько американцы.

- Что касается цен на газ внутри страны, то у нас есть множество региональных рынков, на которых тарифы устанавливает ФСТ. При этом мы активно работаем над тем, чтобы максимально ориентировать принципы тарифообразования на экономическую обоснованность. Я не думаю, что мы можем радикально снижать тарифы без тех прорывов, прежде всего технологических, которые есть, например, на североамериканском рынке в части стоимости добычи газа. Они смогли добиться принципиального снижения стоимости газа, перенасытив им внутренний рынок, что дало снижение цены для потребителей, но создало проблемы устойчивости для целого ряда добывающих компаний. У нас такой ситуации сегодня нет, но будем работать, цели в этом плане понятны.

- Переход на «Евро-3» все-таки состоится? Это не приведет к дефициту на внутреннем рынке?

- С переходом на бензин «Класса 3» все решено, новые требования Технического регламента вступят в силу с 1 января 2013 года. «Класс 2» перестанет выпускаться в оборот. Почему это нужно? Мы добиваемся снижения содержания серы и других вредных примесей в топливе. С 1 января 2013 года вредной для человека серы в бензинах будет в 3 раза меньше. Это большой шаг вперед. Хотя ряд заводов по-прежнему имеют мощности по выпуску «Класса 2». Объемы, которые они производят будут переориентированы на обеспечение рынков Центральной Азии, Монголии и так далее. Ведь достаточно много наших соседей работают по регламентам с более низкими экологическими стандартами. Поэтому это топливо там найдет рынки сбыта.

Российский рынок бензинов полагаем будет в целом сбалансирован в следующем году. Мы определили для каждой нефтяной компании резервное задание - примерно 1,7 млн тонн бензинов будет накоплено к апрелю-маю следующего года, для того, чтобы рынок прошел пик сезонного спроса гарантировано безболезненно.

Также мы продолжаем стимулировать компании к ускоренной модернизации НПЗ. Только в 2012 году 15 новых установок на российских НПЗ были введены в строй, инвестированы более 190 млрд. руб. В следующем году инвестиции в модернизацию превысят 300 млрд. руб. - все эти инвестиции восполнят потери объемов, выпадающих в связи с Техническим регламентом. Так же есть интерес со стороны наших белорусских соседей, которые производят более 2 млн. тонн бензинов для внешних рынков, им нужны рынки сбыта, поэтому не исключаю, что и эти объемы окажутся на российском рынке. Сделаем все, чтобы проблем ни с качеством, ни с доступностью топлива у потребителей не было.

Мы так же публикуем показавшиеся нам наиболее интересными вопросы наших читателей и ответы на них Павла Федорова.

Илья Т.

В последнее время, вы наверное слышали, участилась критика экономической модели Кавказа. Все попытки власти погасить ее как-то неубедительны. Но я не об этом, я о том, что ведь есть альтернативный вариант развития той же Чечни. Ведь это нефтеносный регион, более того, насколько мне известно там содержится легкая нефть. В советское время она добывалась большими темпами было много скважин, на которых работали и местные жители. Кроме того до сих пор известен грозненский институт нефти и газа. Планируется ли возрождать нефтедобычу на кавказе. Да, пусть под усиленной охраной и т.д. Но попробовать вернуть в строй ряд скважин.

- Илья, могу сказать, что у нас есть потенциал развития нефтедобычи на Северном Кавказе. Во многом нужно понимать, что с геологических позиций это достаточно истощенная провинция. И добыча нефти будет требовать и выхода на большие, чем в советское время, глубины и больший объем затрат. Тем не менее, мы считаем, что делать это нужно и те планы компании, которые у нас есть, показывают активные инвестиции в развитие и нефтедобычи, и нефтепереработки на Северном Кавказе, включая Чечню. По этому направлению работа ведется. Кроме того, этот вопрос касается объективного состояния платежной дисциплины ряда регионов и прежде всего это касается газовой отрасли. К нам постоянно приходит информация из "Газпрома" и общий объем задолженности, который мы видим по СКФО, он, к сожалению, не уменьшается, а по ряду регионов даже растет. На сегодня задолженность за газ составляет до 100 млрд рублей. Это крайне высокие цифры, почти 3% рыночной капитализации "Газпрома". При этом нужно отметить, что уровень газификации СКФО выше, чем в среднем по стране. Поэтому сложно говорить о том, чтобы мы стимулировали компании к дополнительным и ускоренным инвестициям, когда не решена проблема оплаты уже существующих счетов, осуществленных поставок и текущей деятельности. Это вопрос находится на контроле у руководства страны, председатель правительства провел две недели назад совещание на эту тему. И меры, я уверен, будут приняты.

Костя 9 (нефтяник)

Печально что у нас львиная доля нефти идет на экспорт без обработки, а возвращается уже переработанная и в несколько раз дороже, чем если бы ее перерабатывали здесь. В связи с этим вопрос: планируется ли на территории РФ строительство новых НПЗ. Сколько из них будут целиком принадлежать государству, сколько российским частным игрокам, сколько зарубежным инвесторам?

Сергей из Новосибирска

Есть ли на территории России НПЗ, способные производить самую высокую степень очистки нефтепродуктов? Сколько их? и можем ли мы сами производить все необходимые для обороны и промышленности нефтепродукты - ракетное, самолетное топливо и прочее?

- Отвечу на оба верхних вопроса. Вопрос важен потому, что у нас в т.ч. и среди истеблишмента существуют достаточно полярные взгляды на стратегию развития нефтепереработки. Мы в министерстве энергетики скорее придерживаемся следующей философии развития: НПЗ, расположенные на территории России, должны в полной степени, с высоким запасом прочности и гарантированности обеспечивать потребности внутреннего рынка РФ. Причем продукт, который они производят, должен соответствовать высоким экологическим требованиям. Наши стандарты моторного топлива должны постепенно эволюционировать, чтобы следовать и соответствовать общепринятым мировым стандартам экологических требований. Сегодня, к сожалению, наша отрасль нефтепереработки от этого далека. Но винить ее в этом трудно. Дело в том, что система экспортных пошлин, которая имеет достаточно давнюю историю, была определена таким образом, что при экспорте продуктов первичной переработки, например, мазутов, которые получаются в ходе нагревания нефти, эта пошлина значительно ниже, чем экспортная пошлина при экспорте сырой нефти. Если экспортная пошлина сырой нефти составляет около 400 долларов с тонны, то экспортная для мазута составляет порядка 240 долларов. По факту государство дает субсидию отрасли нефтепереработки. И общий ее объем составляет порядка 500 млрд рублей в год. Понятно, что экономическая мотивация строить сложные мощности вторичной переработки у компаний зачастую не было. Проще было построить большой "самовар" и получать не соотносящуюся с затратами маржу. С нашей стороны мы активно работаем над тем, чтобы создать у компаний мотивацию по модернизации мощностей. В октябре прошлого года мы заключили со всеми крупнейшими компаниями четырех сторонние соглашения, согласно которым они обязаны обеспечить строительство мощностей полностью удовлетворяющих потребности внутреннего рынка в 2018-2020 гг. Соглашения работают. В этом году в строгом соответствии с ними введено в эксплуатацию 15 новых и реконструированных установок. Компаниями инвестировано 190 млрд рублей в модернизацию НПЗ и обеспечен переход на новый экологический класс топлива, класс 3. В ближайшие годы эта активность продолжится. На следующий год запланированы инвестиции более 350 млрд рублей в переработку. При этом повторюсь, все эти инвестиции ориентированы на полное удовлетворение внутреннего спроса на нефтепродукты, а более 70 млн. тонн темных нефтепродуктов, которые сегодня экспортируются по льготной ставке экспортной пошлины, должны исчезнуть в перспективе ближайших нескольких лет. Это даст значимый эффект для бюджетных поступлений, преобразит и качество, и эффективность российской нефтеперерабатывающей отрасли, и позволит нам в остальной части экспортировать востребованный мировым рынком ликвидный биржевой товар — нефть.

Елена

Уважаемый Павел Сергеевич, почему у нас такой дорогой бензин? Мы добываем нефть, потом продаем заграницу и затем втридорога покупаем бензин. Почему в России мы не можем переработать сырье?

- Мы со своей стороны и ФАС делали и делаем все для того, чтобы обеспечить максимальную доступность моторного топлива для граждан страны. Вы, наверное, слышали о трех волнах антимонопольных расследований, которые уже были проведены. Вместе с этим говорить о том, что дешевый бензин это панацея от всех бед, на наш взгляд, неправильно. Бензин должен иметь оправданную равновесную стоимость. Если говорить о странах Европы, с которыми мы часто себя сравниваем, то там бензин стоит и 60, и 80 рублей за литр для конечного потребителя. А это высокая стоимость. И так они стимулируют повышение энергоэффективности экономики. Поэтому бензин сегодня имеет экономически оправданную цену, она защищена объективной стоимостью извлечения и переработки нефти, а также транспортировки нефтепродуктов. Мы будем продолжать работать над повышением прозрачности и конкурентности этого рынка.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру