ЖКХ на пороге зачистки: станем ли платить меньше?

Управляющие компании готовятся к «люстрации»

10.05.2014 в 20:53, просмотров: 6037

С 1 сентября этого года управляющие компании (УК) в сфере ЖКХ начнут лицензировать. Соответствующий законопроект уже прошел в Госдуме первое чтение, до конца мая ожидается второе. А уже через год работать без лицензий будет просто нельзя. Ужесточение госрегулирования в сфере ЖКХ было инициировано Минстроем. Другого пути навести элементарный порядок в отрасли, в которой ежегодно обращается до 1,5 трлн рублей и итоги работы которой в буквальном смысле слова касаются всех граждан страны, чиновники не видят. 

ЖКХ на пороге зачистки: станем ли платить меньше?
фото: Геннадий Черкасов

Потребителей коммунальных услуг обещают навсегда избавить от «двойных» платежек, грязи в подъездах и отсутствия нормального ремонта. Более того, собственники жилья получат дополнительные возможности для контроля за деятельностью УК. Однако независимые эксперты со скепсисом относятся к этому нововведению, считая, что речь может зайти лишь о зачистке рынка, и поэтому предлагают вместо лицензирования учредить саморегулируемые организации, куда в обязательном порядке и войдут УК.

Ежегодно растет количество жалоб в государственно-жилищный надзор. К примеру, за прошлый год этот показатель вырос на 20%. Сейчас 165 тысяч собственников не довольны состоянием жилья. По словам зампреда Комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Павла Качкаева, жителям домов приходится оплачивать затраты и услуги по экономически не обоснованным тарифам. Основная причина - низкий профессиональный уровень компаний. «Управляющие компании часто намерено банкротятся, чтобы не отвечать по обязательствам, так как их ответственность ограничивается уставным капиталом, который составляет максимум 10 тысяч рублей. Этого быть не должно», - убежден Качкаев.

Исправить ситуацию Минстрой предложил с помощью лицензирования УК. Это будет проводится по единым федеральным правилам. Но лицензия будет действовать только в рамках определенного субъекта Федерации. В круг «лицензиатов» не допустят компании, зарегистрированные за границей. Казалось бы, зачем нужна такого рода перестраховка? При всей распространенности офшорных юрисдикций, управлять домом откуда-нибудь с Кипра или Багамских островов, довольно затруднительно. Но, как недавно выяснилось, многие российские управляющие компании перерегистрируются в Казахстане. В этом таможенном союзнике России существенно ниже все налоги. Вот именно эту практику разработчики закона о лицензировании УК и решили прекратить.

Полностью перечень требований к получению лицензий будет отработан в нормативных актах Минстроя, но уже сейчас ясно, что на этапе лицензирования будет проводиться проверка УК по каждому дому и по всем направлениям. Это позволит помимо прочего способствовать ликвидации «двойных» квитанций. За допущенные серьезные нарушения новым законопроектом предусмотрены штрафы от 300 до 600 тыс. рублей на должностное лицо. Также прописана возможность лишения лицензии и дисквалификации руководителя.

Кстати, один из ключевых моментов законопроекта о лицензировании – введение обязательных квалификационных экзаменов, которые руководитель УК должны сдавать раз в три года. По результатам будут выдавать аттестаты. Сами же лицензии будут выдавать региональные органы государственно-жилищного надзора.

Процесс выдачи лицензий начнется 1 сентября, а с 1 мая 2015 года без них работать будет просто нельзя. Лишать лицензии компанию будет иметь право только суд. За два нарушения, признанных судом, в отношении одного дома, компанию лишат права управлять домом. Если таких домов станет более 15% от всего жилищного фонда, которым управляет эта организация, то ее лицензия будет аннулирована в судебном порядке, а руководитель такой УК попадет в специальный «черный» список и будет дисквалифицирован сроком на три года.

Однако собственникам жилья также дадут право вето, защищающего управляющую компанию от лишения лицензии, даже если на то есть основания. В случае, если жильцы в целом довольны работой своей УК и не хотят, чтобы с ней был расторгнут договор, то компанию оставят в покое.

В перспективе на сайте Минстроя появится «черный» и «белый» список управляющих компаний. Кроме того, там поместят информацию о платежах жильцов (с подробной росписью за что конкретно) и их долгах. Если управляющая компания не предоставит сведения о платежке, то гражданин будет вправе не оплачивать тот месяц, за который не предоставлена информация.

По словам замминистра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса, ключевой задачей «лицензионного» законопроекта является защита прав собственников жилья: «Крайне важно сделать так, чтобы те люди, которые недовольны работой своей управляющей компании, были в состоянии реализовать свое право по ее смене, даже если УК всячески этому сопротивляется».

Поэтому вводится еще одна новелла. Предусматривается открытие «специальных» счетов, которые станут гарантом того, что средства, поступающие от граждан в счет оплаты за коммунальные услуги, гарантировано дойдут до адресата, в первую очередь, до ресурсоснабжающей компании.

«Мы против передела рынка, а выступаем за его очищение и за добросовестную конкуренцию среди управляющих компаний», - подчеркнул Андрей Чибис. По его словам, в новых правилах игры заинтересованы как региональные власти, так и сами участники рынка ЖКХ - они хотят иметь условия для добросовестной конкуренции.

Однако мнения независимых экспертов разделились.

Так, первый зам исполнительного директора НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ» Александр Козлов считает, что из-за колоссального количества писем с жалобами на ЖКХ государство наконец-то взяло на себя ответственность за ситуацию и управление многоквартирными домами. «Сегодня люди фактически остаются один на один со своими проблемами, поскольку получают лишь «отписки» от уполномоченных органов. Такого быть не должно. Я считаю, что введение лицензирования позволит усилить органы государственного жилищного надзора и минимизировать коррупцию», — считает Козлов.

Другие эксперты убеждены, что операторы рынка видят в законопроекте о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ угрозу своему бизнесу. По мнению участников рынка, подобная мера приведет к ликвидации множества управляющих компаний и уничтожит конкуренцию в отрасли. Поэтому логичнее ввести систему саморегулируемых организаций. В последнее время российские власти как раз и стремятся где это только возможно заменить обязательным лицензирование, которым занимаются госорганы, добровольной самоорганизацией компаний. Потребитель всегда сделает выбор в пользу известной в отрасли структуры.