Хроника событий Вайкуле не простят советские гонорары: как латвийская примадонна разозлила Крым Охота за коробейником: ялтинский предприниматель три года судится с чиновниками Шестеро крымчан, пострадавших на производстве, получили машины от фонда Медведев раскритиковал власти Крыма за медленные стройки В Киеве показали план возвращения Крыма к концу 2019 года

На что Крым потратит миллиардные дотации

Главное — не повторить опыт Северного Кавказа

11.07.2014 в 15:58, просмотров: 10903

Что Крым — дотационный регион, известно. Что теперь для России он регион витринный, а для Украины — фронтовой, тоже. Что это стоит денег, очевидно. Но сколько именно?

Минфин устами своего министра Антона Силуанова еще 9 июля предупреждал, что объемы финансирования федеральной целевой программы по развитию Крыма и Севастополя — на уровне 100 миллиардов рублей ежегодно — превышают возможности бюджета РФ. Теперь стало известно, что эти расходы в 2015–2017 годах составят соответственно 87, 89 и 91,6 млрд рублей. Это на последней грани возможностей федерального бюджета, проектировки которого появятся только в сентябре. При этом более половины этих расходов — субсидии на сбалансирование крымского бюджета, которые местные власти распределят самостоятельно.

На что Крым потратит миллиардные дотации

Что отсюда следует? Курортный Крым становится едва ли не самым дотационным из всех российских регионов — федеральному бюджету он будет обходиться дороже Камчатки. Для справки: на полуострове проживает примерно 2 млн жителей, по этому показателю Крым занимает 26-е место среди российских регионов. Если бы поток денег из Москвы доходил до каждого крымчанина от мала до велика, то эта рента составила бы примерно 50 тыс. рублей в год. Но это, конечно, детские мечты.

На самом деле то, к чему приведет щедрость Москвы, показывают дотационные регионы Северного Кавказа. По дотациям они до Крыма ходили в чемпионах. Бюджетные деньги — особенно как это будет происходить в Крыму с дотациями, которыми по своему усмотрению будет распоряжаться местная власть, — неминуемо развращают чиновников. И чем больше денег оказывается в их распоряжении, тем этот процесс быстрее. Можно не сомневаться, что Счетной палате, а потом и Генпрокуратуре скоро надо будет прописывать своих ревизоров в Крыму, благо климат располагает. К тому же в Крыму появится игорная зона. С одной стороны, она должна приносить в местный бюджет по 25 млрд рублей в год, а с другой — где зеленое сукно, там и любители легких денег, среди которых самый разнообразный криминальный элемент — от «профильных» шулеров и катал до вседорожных рэкетиров.

Есть и еще одна сторона. Киевские силовики, как известно, обещают 9 мая 2015 года встретить в Севастополе. Это, конечно, не более чем пиар, ничего подобного не произойдет. Но кое-что происходить будет. Что опять позволяет провести параллель с Северным Кавказом.

Сказанное не значит, что Крыму не стоит помогать. Это значит, что на место одних проблем, как это всегда и случается, придут другие, к чему надо быть готовым.

Что может остроту этих проблем снизить? То же самое, что снизит их на Северном Кавказе, — рост экономики. Шансы у Крыма есть. Во-первых, вино. ЕС принимает меры по ограничению импорта любой продукции из Крыма, значит, главный для крымского вина рынок — материковая Россия. Этот рынок сейчас активно стимулируется, но все равно конкурировать крымским виноделам на первых порах придется только с импортом, так что перспективы у крымчан налицо. Во-вторых, курортная индустрия. Здесь все в руках крымчан, главное — не зарываться с ценами и последовательно развивать всю соответствующую инфраструктуру. В-третьих, земля. Дорожающая земля сама по себе фактор роста — это актив, который принимают в расчет банки, предлагая кредиты.

Все это совершенно очевидные вещи. Я их повторяю только для того, чтобы подчеркнуть: распределяя бюджетные ресурсы, крымские власти должны исходить из того, что в их руках не лампа Аладдина (дотации навсегда), а лишь источник развития конкурентных преимуществ региона. В конце концов, Крым не Чукотка.

Вот только федеральный бюджет в этом подает Симферополю плохой пример. В поисках баланса, в том числе и под влиянием трат на Крым, на федеральном уровне сокращаются остальные расходы, и под нож попадают именно те, что в первую очередь связаны с непосредственной поддержкой экономики. Расходы на национальную экономику к 2017 году сокращаются по сравнению с 2014-м на 2,7%. Конечно, в России есть мощные госкомпании, но они действуют в собственных интересах — конкурентоспособность экономики в целом, как показывает опыт, их мало заботит. Крым же должен в первую очередь укреплять свой экономический потенциал.

Возвращение Крыма. Хроника событий