Перевозчики и турфирмы должны держать ответ

Россиянам нужен курорт без риска для жизни и удара по карманам

08.08.2014 в 18:28, просмотров: 2987

У всех на слуху серия скандалов с обанкротившимися туроператорами. Только за последний месяц разорилось семь компаний. Судя по всему, они будут не последними. В аналогичном положении могут оказаться и другие. Однако, если разобраться, эти скандалы заключаются не в банкротствах как таковых. Проблема в том, что наших соотечественников элементарно бросают в чужой стране — зачастую без средств к существованию, без возможности вернуться на родину, они напуганы и беззащитны. Ведь многие туристы заказывали туры «все включено», чтобы не забивать голову проблемами перелета, проживания или питания. Деньги, которые они берут с собой, обычно тратятся на покупку сувениров, оплату экскурсий, чтобы получить незабываемые впечатления от своего отдыха. Мало кто предполагает, что придется платить по «двойному счетчику».

Перевозчики и турфирмы должны держать ответ
фото: Геннадий Черкасов

Главная проблема — в несовершенстве нынешних законов, которые должны регулировать правила игры индустрии отдыха. С одной стороны, все логично. Туристическая компания фрахтует самолеты и отвечает перед клиентами за любые накладки. Однако в конечном итоге страдают туристы, которые уже оплатили свой отпуск.

В результате накладки оказываются катастрофическими — поскольку банкротства туристических компаний, как мы видим, весьма вероятны. Вывод простой: держать ответ должны не обычные люди, а организаторы. Причем не только турфимы, но и перевозчики. Пусть конфликтующие стороны утрясают финансовые проблемы между собой. Не надо перекладывать их на людей, которые честно заплатили свои деньги.

Необходимо внести изменения в Воздушный и Гражданский кодексы. Нужно определить четкие условия чартерного трансфера. В существующем законодательстве они прописаны не до конца. Нужны условия, ужесточающие ответственность перевозчика. Перевозчик должен отвечать не только за качество перелета, но и за его отмену. Причем даже в том случае, когда пассажиры заключают договор с туроператором, а не напрямую покупают билеты в кассе.

Кроме того, необходим регулярный аудит турфирм. Дело в том, что операторы зачастую заключают договор, например с авиакомпанией, гарантируя перевозчику предоставить определенное количество туристов. Аналогичные договоры заключаются с отелями. Но далеко не все способны выполнить это условие. И в итоге у туроператоров образовывается ком долгов перед партнерами. Но их это нисколько не останавливает. Так, по данным Следственного комитета России, владельцы нескольких обанкротившихся за последний месяц фирм знали о своих больших неоплаченных счетах и не могли погасить долги из своих средств, но продолжали продавать гражданам путевки.

Сейчас Ростуризм готов взять эту нагрузку на себя и предлагает проводить проверки в обязательном порядке. Не должно быть ситуаций, когда туристу, заплатившему за перелет и проживание, отказывают в этой услуге. Причем, если ответственность сводится просто к возврату денег, клиент должен сам решать, с кого их взыскивать — с перевозчика или с туристической компании. В отношении тех, кто не выполняет эти условия, санкции должны быть предельно строгими — вплоть до лишения лицензии.

Эти изменения выгодны самим потенциальным туристам. Если туристическая компания не в состоянии заранее оплатить проживание и перелет, пусть банкротится заранее, а не когда люди уже за границей.

К осенней сессии мы подготовим проект изменений в Воздушный и Гражданский кодексы. Надеюсь, это позволит избежать недопустимой ситуации, когда по вине туристической компании россияне оказались в «подвешенном» состоянии без возможности вернуться на родину.