Кошмарить нельзя помиловать

Возбуждение налоговых дел против бизнесменов отдадут на откуп следователям

26.09.2014 в 19:39, просмотров: 5514

Следственному комитету все-таки вернут право возбуждать уголовные дела по факту неуплаты налогов гражданами и организациями, основываясь на собственной информации. Мнение налоговиков спросят, но учитывать его необязательно. За соответствующий законопроект в пятницу проголосовала Госдума. Обсуждался он давно и вызвал споры в профессиональной среде, а второе чтение прошел тихо и почти незаметно.

Кошмарить нельзя помиловать
фото: Алексей Меринов

Законопроект внес в Госдуму в октябре 2013 года Владимир Путин — СК убедил его, что нынешний порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям позволяет бизнесу в массовом порядке уходить от ответственности. Порядок этот заработал в начале 2012 года по инициативе президента Дмитрия Медведева в рамках либерализации уголовного законодательства, проводимой под лозунгом «не надо кошмарить бизнес!», и он требует от следователей возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям на основании «только тех материалов, которые направлены налоговыми органами». Считалось, что это пресечет возможность возбуждения «заказных» налоговых дел.

Так вот президент предложил вернуть следователям право налоговые дела возбуждать, основываясь на собственной информации. Инициатива была неоднозначно встречена предпринимательским сообществом, которому в итоге пообещали компромиссный вариант. И вот он перед нами...

После вступления законопроекта в силу дознаватели лишатся права с согласия прокурора прекращать уголовные дела по налоговым преступлениям — право это останется лишь у следователей.

Сама же схема возбуждения уголовных дел по налоговым статьям УК становится очень затейливой. Следователь, получив от дознавателя сообщение о таком преступлении, в течение трех дней должен направить его копию с приложением всех документов в налоговый орган, где состоит на учете налогоплательщик. Налоговики должны оценить материалы и не позднее 15 суток с момента поступления дать ответ. А следователь примет решение — возбуждать уголовное дело или нет.

фото: Александр Астафьев
Бизнес-омбудсмен Борис Титов пока не знает, задушат ли новые поправки российское предпринимательство.

Но он может и проигнорировать мнение налоговиков — если их ответ не придет в течение 15 суток. То есть на рассмотрение материалов налоговой дается не 15 дней, а гораздо меньше — ответ-то должен еще дойти до следователя! В заключении правового управления Госдумы выражается сомнение в том, что в столь короткий срок возможно провести проверку организации, без чего обоснованная оценка информации о нарушениях невозможна...

А еще в законопроекте есть ссылка на статью 17 УПК — она дает следователю право оценивать доказательства «по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью».

Глава думского Комитета по законодательству Павел Крашенинников («ЕР») в зале заседаний выразил уверенность, что новая схема снизит коррупционность в данных ситуациях. «В нынешних непростых условиях нам приходится решать множество сложных задач, среди которых и наполнение бюджета, и защита принципов добросовестной конкуренции. Хотелось бы полностью доверять порядочности наших предпринимателей, но пока для определенной их части технология ведения бизнеса под названием «обмануть и украсть» является основной, приходится, что называется, и проверять», — заявил он журналистам.

Депутаты законопроект не обсуждали. Просто проголосовали.

 

 

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Игорь НИКОЛАЕВ, директор Института стратегического анализа ФБК: «При подготовке законопроекта ко 2-му чтению произошел некий реверанс в сторону бизнеса. Дескать, хотели вы, чтобы Следственный комитет сначала делал запрос в Налоговую службу, — вот вам, пожалуйста. Однако несмотря на то, какое решение вынесут налоговики, дела все равно будет заводить Следственный комитет. Назвали такую меру компромиссом. Но она кардинально отличается от того, что было введено во время президентства Дмитрия Медведева. Этот законопроект ничего хорошего для российского бизнеса не сулит. Это дестимулирует предпринимательскую активность, что для экономики обернется еще меньшим вливанием инвестиций. Проблемы в нашей экономике нарастают, и тут любая негативная инициатива крайне нежелательна. К ней как раз и относится этот законопроект».

Моисей ФУРЩИК, глава экспертного совета комитета РСПП по промышленной политике, управляющий партнер компании ФОК: «Предлагаемые корректировки законопроекта являются незначительными. Принципиальный момент — именно снятие запрета на возбуждение налоговых дел Следственным комитетом, а будут ли при этом следователи обязаны запрашивать документы из налоговой службы — вопрос не очень существенный. Скорее всего они запрашивали бы такие документы и без предложенной поправки. То есть эта поправка направлена на формализацию межведомственного взаимодействия, но никак не на защиту бизнеса от необоснованного уголовного преследования под предлогом неуплаты налогов».

Борис ТИТОВ, уполномоченный при Президенте России по правам предпринимателей: «Бизнес, конечно, настороженно относится к возврату старой практики возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Мы понимаем мотивацию правоохранительных органов, нуждающихся в дополнительных рычагах в противодействии отмыванию денег. Главное, чтобы следователи не злоупотребляли своими новыми полномочиями и так или иначе учитывали позицию Налоговой службы в каждом конкретном деле. Дополнительной преградой от необоснованного возбуждения уголовных дел по налоговым статьям станет повышение порога ущерба, необходимого для открытия дел по ст. 198 и ст. 199 УК РФ, в два раза. Этот пункт вошел в число согласованных поручений председателя правительства по итогам моего ежегодного доклада Президенту России».