Когда вернется кризис?

Что страшнее: реальные санкции или прогнозы по этому поводу?

Раскручивается новый раунд войны санкций. Итог предсказать нетрудно: рубль будет падать, а цены — подниматься. Вопрос в том, насколько. Как когда-то было сказано: вешать будем, сколько в граммах?

Что страшнее: реальные санкции или прогнозы по этому поводу?

Конец санкций немного предсказуем?

В начале сентября новые прогнозы российской экономики выдали Bank of America Merrill Lynch и Morgan Stanley. Общее у этих прогнозов — нарастающий пессимизм, уже распространяющийся не только на 2014-й, но и на 2015 год.

Bank of America понизил прогноз по росту ВВП РФ до 0,3% в 2014 году и до 0,0% в 2015 году. Предыдущий прогноз был светлее: в 2014 году ВВП должен был вырасти на 0,5%, а в 2015-м — на 1,3%.

Цифры важны, но еще важнее новая тенденция — снижение экономики России в этом году не закончится. Главный экономист по России и СНГ Bank of America Merrill Lynch Владимир Осаковский ожидает возвращения в Россию кризиса во второй половине 2014 года — первой половине 2015 года.

Та же новая тенденция увязания российской экономики в кризисе и в прогнозе Morgan Stanley, который любопытен своей контрастностью.

На 2014 год он даже несколько оптимистичнее официального последнего прогноза Минэкономразвития (у банка +0,6%, у Минэкономразвития +0,5%), зато в следующем году Morgan Stanley ожидает падения нашего ВВП на 0,5%. Это основной прогноз.

Есть вилка: согласно пессимистичному сценарию, падение ВВП России в 2015 году может достигнуть 1,5%, а если ситуация будет развиваться по оптимистичному сценарию, то ВВП России, напротив, может в следующем году вырасти на 2,5%.

Оптимизм-2014 в Morgan Stanley объясняют тем, что устойчивый потребительский спрос, относительно низкая безработица, снижение импорта из-за ослабления рубля (добавим: и из-за контрсанкций) и достаточно высокие цены на нефть удержат экономику России на плаву. Но это только в текущем году. Дальше начнут сказываться санкции, прежде всего секторальные, они в конечном счете и опрокинут российскую экономику в минус.

Прогнозисты Morgan Stanley не оставляют без внимания животрепещущий вопрос: надолго ли вообще введены санкции? «Мы полагаем, что конфликт с Украиной будет урегулирован ко второму полугодию 2015 года, когда его «цена» для обеих сторон достигнет определенного пика: для Украины — нехватка газа, для России — нехватка долларов. Если это предположение верно, то к 2016 году можно ожидать сворачивания санкций против России, что приведет к росту ВВП РФ, по нашим прогнозам, в 2016 году на 1,1%», — говорится в обзоре.

На этом пункте стоит задержаться. Мне приходилось беседовать с российскими высоколобыми экономистами на тему прогнозирования ближайшего будущего. Среди них немало тех, для кого чистая жилетка важнее сути прогноза. Они рассуждают так: санкции — это никакая не экономика, как они будут развиваться — это не к ним. Не надо, дескать, путать науку с политикой. Здорово. Вот только если абстрагироваться от санкций, то прогноз оказывается портретом без лица.

Аналитики Morgan Stanley не знают, как будут развиваться события на Украине и вокруг нее. Но прекрасно понимают, что без ответа на вопрос, сколько продлятся санкции, их прогноз развития российской экономики теряет значимость. Они выбрали критерии и оценили, когда санкции выдохнутся. Возможно, ошиблись, но их прогноз и то, как он сделан, — гораздо более живая отправная точка в том числе и для принятия решений, чем оставление вопроса о сроке жизни санкций вообще без всякого ответа. К тому же, как известно, убедительный прогноз является важным фактором собственной реализации. Но справедливости ради надо признать, аналитики Morgan Stanley сделали этот прогноз не первыми, к чему я еще вернусь.

Прогноз Morgan Stanley не ограничивается динамикой ВВП. Понижен прогноз курса рубля на конец 2014 года с 36,5 руб./$1 до 38 руб./$1. Повышен и прогноз инфляции на фоне ослабления рубля и введения эмбарго на импорт продуктов питания — с 6,8 до 7,3% в 2014 году и с 5,2 до 6,9% в 2015 году.

Вообще чтение прогноза Morgan Stanley — увлекательное занятие. В нем говорится даже о том, когда и как будет менять свою ключевую ставку Банк России: «Мы ожидаем, что ключевая процентная ставка будет повышена Центробанком РФ с текущих 8% еще на 50 базисных пунктов в IV квартале 2014 года. Мы полагаем, она будет неизменна до второй половины 2015 года, а затем на фоне снижения инфляционных рисков ЦБ РФ начнет ее постепенное снижение. Снижение ключевой процентной ставки, по нашим оценкам, ускорится в 2016 году, когда основная часть санкций против РФ будет отменена и инфляция упадет до 4%».

Рост ВВП от 0 до 0,5%

Таковы прогнозы российской экономики из — как всплывает в памяти — стран потенциального противника. Стоит напомнить прогноз Минэкономразвития, последний раз обновленный в конце августа. Как уже было сказано, что касается 2014 года, он мало чем отличается от оценок банков: рост ВВП должен составить 0,5%. Зато в 2015 году рост прогнозируется на уровне 1% — и никакого кризиса.

Цены же в 2014 году вырастут на 7–7,5%, в 2015 году — на 6–7% (учтено введение налога с продаж). Рубль ослабнет с 35,5 руб./$ в этом году до 38,8 руб./$ в 2017 году.

Важно подчеркнуть: в 2016–2017 годах министерство ожидает «нормализации геополитической ситуации» (прогноз сделан в августе) и, как следствие, ускорения экономического роста до 3% в 2017 году. Другими словами, не исключено, что в Morgan Stanley творчески развили прогноз Минэкономразвития.

Есть и прогноз ЦБ. В версии от 12 сентября он таков: рост ВВП на 2014 год составит 0,4%. В 2015-м кризиса не будет, рост слегка приподнимется до 0,9–1,1%. Инфляция в 2014 году, как дипломатично формулируют в ЦБ, «с высокой вероятностью превысит 7%». И этот прогноз точно сбудется, потому что уже 8 сентября, по признанию ЦБ, она в годовом выражении достигла 7,7% и уж точно не попятится.

Но на российском рынке есть и другие прогнозы. В начале 2014 года Сбербанк, например, представил прогноз, согласно которому рост ВВП РФ в 2014 году останется на нуле, и ничего менять не собирается. База прогноза — динамика оттока капитала из России. «Пока мы не видим серьезных оснований для пересмотра ни оттока, ни темпов роста», ― заявил Герман Греф в начале сентября. И добавил, что в Сбербанке ожидают дальнейшее замедление роста кредитования и отток частных депозитов из банковской системы.

Прогнозы и тупики

Осталось чуть больше трех месяцев до конца года, с ним все ясно: ВВП «околоноля». Дальше российские официальные прогнозисты кризис не видят, а прогнозисты западных банков прямо на него указывают. Кому верить?

Ключ — инвестиции. Если довериться Минэкономразвития, то если в 2014 году они упадут на 2,4%, то в 2015-м — вырастут на 1,5%. Что это за инвестиции?

Этот вопрос в центре внимания дискуссионного экономического клуба, развернувшегося на площадке Dialogi.su, проведшего 9 сентября свое третье заседание. Тогда же состоялась любопытная жаркая дискуссия. Руслан Гринберг, директор Института экономики РАН, утверждал, что единственным генератором производственных инвестиций в сложившихся условиях остается государство. И любые его инвестиционные проекты лучше, чем их отсутствие. Фактически ту же позицию ранее заявил министр экономического развития Алексей Улюкаев. Оппонентом выступил Никита Масленников, ведущий аналитик Института современного развития. Он подчеркнул: нельзя забывать о том, что источник госинвестиций конечен. Пополнение Фонда национального благосостояния (ФНБ), уже фактически разобранного лоббистами, идет гораздо медленнее, чем расходование. К тому же цены на нефть — источник пополнения фонда — скорее снижаются, чем растут. Источников инвестиций в федеральном бюджете совсем немного, бюджет и так перенапряжен обязательствами, прежде всего военными и социальными. На рынке источников длинных денег нет, о чем, в частности, позаботились пенсионные реформаторы, нет и секьюритизации активов. А значит, инвестиционные проекты государства должны проходить тщательную независимую экспертизу.

Думаю, есть основания ставить вопрос шире. Дело даже не в экспертизе госинвестиционных проектов, состоявшийся спор указывает на важный рубеж в развитии российской экономики и экономической политики.

Да, инвестиции нужны для того, чтобы экономика удержалась на плаву. Да, альтернативы госинвестициям в нынешних условиях нет. Да, с исчерпанием ФНБ мы рискуем столкнуться раньше, чем со сломом тенденции затухания положительной динамики ВВП. Если со всем этим согласиться, то все ближе и отчетливее перспективы откровенно эмиссионной поддержки экономики и финансирования бюджета. А это и есть рубеж.

Если его перешагнуть, вектор развития экономики сменится. Не в сторону рынка, а от него, назад — в 1990-е, с их инфляционным валом, а может быть, и еще дальше — к мобилизационной, приказной экономике.

Есть и такой прогноз.

Сюжет:

Финансовый кризис

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру