Вся сила в плавках

Развитие алюминиевой отрасли приведет к росту всей промышленности

02.12.2014 в 10:00, просмотров: 4122

Мировой спрос на изделия из алюминия увеличивается год от года. Благодаря основным качествам этого металла – легкости, прочности и пластичности – в ближайшее время спрос на него будет расти на 5-7% в год. Причем, увеличение спроса будет наблюдаться не только в таких традиционных областях, как машиностроение или авиастроение, но и нефтяной отрасли и даже сфере высокой моды.

Вся сила в плавках
Алюминиевые слитки. Фото: Олег Горбунов.

По прогнозам аналитиков, к 2018 году общемировой объем потребления алюминия может достичь 66,4 млн т против 55 млн т в этом году. В этих условиях Россия как лидер по производству «летучего» металла может воспользоваться всеми преимуществами своего положения и, несмотря на давление со стороны Запада, поднять свою экономику.

Справка МК

 Крупнейшим в мире производителем первичного алюминия является российская компания РУСАЛ. Располагая активами в 13 странах на пяти континентах, алюминиевый гигант произвел по итогам 9 месяцев 2014 года около 2, 7 млн т металла. Причем, мощности компании позволяют производить до 4,5 млн т металла в год.

Как сбросить 320 кг

В настоящее время рынок алюминийсодержащей продукции России и стран СНГ оценивается в 1,9 млн т с потенциалом роста к 2020 году до 2,4 млн т. Тринадцатый элемент таблицы Менделеева необходим во многих отраслях российской промышленности и служит отличным подспорьем для развития и усовершенствования технологий и процессов. Например, применение проводников из алюминиево-циркониевой катанки позволяет вдвое повысить пропускную способность линий электропередач. В Европе уже около 60% кабелей и проводов производится из алюминия. По оценке ведущего производителя кабельной продукции - норвежской компании Nexans, в ближайшее время спрос на алюминиевые линии в России будет расти. Что, кстати, даст серьезную экономию: цена меди, из которой, в основном, и сделаны провода, сейчас составляет около $7000 за тонну, тогда как алюминия — $2000 за тонну.

Более того, алюминиевая проводка может широко использоваться в машиностроительной отрасли. Замена проводов на алюминиевые сокращает вес автомобиля примерно на 12 кг. В результате, снижается расход топлива, структура кузова транспортного средства становится более оптимальной, повышается прочность корпуса автомобиля.

Саяногорский алюминиевый завод. Фото: Олег Горбунов

Автомобильная промышленность является одним из основных потребителей алюминия. В настоящее время алюминий - второй материал по процентному содержанию в общем весе автомобиля. И это неудивительно. Ведь один килограмм алюминия может заменить до двух килограммов стали или чугуна. Соответственно, увеличение доли алюминия в автомобиле позволяет добиться облегчения массы, а, следовательно, уменьшить потребление топлива.

За рубежом перепрофилирование автопрома на алюминий началось еще 10 лет назад. А уже сейчас большинство ведущих европейских и азиатских производителей — Mercedes, Audi, Toyota, Volkswagen — активно используют этот металл. Сейчас при строительстве одного автомобиля используется 150 кг алюминия. К 2018 году этот показатель может увеличиться до 170 кг. Впечатляющих результатов добились американцы. Применение алюминиевых деталей в новом пикапе Ford F-150 позволило снизить массу автомобиля... почти на 320 кг!

Машина-сэндвич

В России подобный переход также возможен. Как рассказал «МК» представитель «Группы ГАЗ», «потребление алюминия обусловлено его свойствами, среди которых, в первую очередь, следует назвать высокую прочность в сочетании с малой плотностью, удовлетворительную коррозионную стойкость, хорошую способность к формоизменению путем литья, давления и резания». Как правило, алюминий используется в производстве крупных корпусных деталей из литьевых алюминиевых сплавов - таких как картеры сцепления и коробки передач, корпус рулевой рейки, а также узлы пневмосистемы тормозов, радиаторы системы охлаждения и интеркулера. В последнее время применение алюминия выросло за счет освоения на ГАЗе модельного ряда фургонов из сэндвич-панелей с применением листового алюминия. При производстве новых автомобилей семейства ГАЗель Next использование алюминия увеличилось за счет профилей, применяемых в производстве бортовых платформ и отделке интерьера автобусов.

РУСАЛ также закрепляет свои позиции на динамично развивающемся российском автомобильном рынке. Компания уже более трех лет поставляет заказчикам прокатные слитки 5-й серии, применяемые в производстве составляющих автокузовов. А в этом году на Саяногорском алюминиевом заводе было запущено производство плоских слитков 6-й серии, используемых в производстве автомобильных кузовных панелей.

Спортивный металл

Еще одним традиционным основным потребителем алюминия является строительная отрасль. Из общемирового объема производимого алюминия около 20% идет в строительство. Не является исключением и Россия.

Благодаря своим конкурентным качествам, алюминий стал ключевым материалом при подготовке к Олимпиаде. Применение этого металла при сооружении олимпийских объектов в Сочи доказало его надежность и перспективность — алюминиевые конструкции в 2-3 раза легче стальных аналогов и в 7 раз меньше по размерам, нежели бетонные.

Более 16 000 кв. м алюминиевого профиля было использовано при монтаже ледового дворца «Большой», лыжно-биатлонного комплекса «Лаура» и центра санного спорта «Санки». Конструкции из алюминия сохраняют работоспособность при температурах от -80 до +300 градусов, а их минимальный срок службы составляет 80 лет.

В рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года алюминиевые профили будут использоваться при изготовлении витражей, окон, дверей и фасадных панелей будущего стадиона в Санкт-Петербурге. Общий вес конструкций из этого металла составит 350 000 т.

По словам представителя компании «Трансстрой», которая возводит арену, алюминий незаменим для фасадных работ, поскольку стоек к воздействию агрессивной внешней среды и легок. Только панелями Alubond (они применялись для отделки самого высокого небоскреба в мире «Бурдж Халифа» в ОАЭ, W-hotel в Барселоне, других значимых объектов по всему миру), созданными на основе алюминия, будет отделано более 80 000 кв. м фасада будущего стадиона. Для производства этих панелей было использовано около 60 000 кв. м тонколистового металла.

От банки до вагона

Помимо основных лидеров по потреблению алюминия, существуют и другие направления промышленности, которые обещают поддержать высокий спрос на «тринадцатый элемент». Это алюминиевая упаковка, бурильные трубы, грузовые вагоны.

По данным одного из крупнейших в мире производителей упаковки для потребительских товаров британской компании Rexam, только за первое полугодие 2014 года доля алюминиевых банок на российском рынке тары выросла с 17% до 20%. Всего же за 15 лет производство алюминиевых банок в нашей стране увеличилось с 0,9 до 4,5 млн единиц. Но специалисты уверяют, что емкость российского рынка в разы больше.

По словам представителей крупного российского производителя алюминиевой тары, технология производства банки и процесс розлива позволяют обеспечить надежную защиту от внешних воздействий, в частности, - срок хранения продукта в такой таре будет существенно больше по сравнению с другими видами упаковки. В банку можно разливать любые напитки – как в газированном, так и в негазированном виде.

Еще одним перспективным проектом является алюминиевый грузовой вагон, способный увеличить грузоподъемность до 79 т. Сегодня подвижной состав из этого металла производится в Канаде, Германии, Франции и Швейцарии. Стоит отметить, что при создании корпусов вагонов высокоскоростных японских поездов Shinkansen применяется российский алюминий.

В России экспериментальный грузовой вагон проходит тестирование и обкатку. После получения результатов тестов и эксплуатационных характеристик он может быть предложен транспортным компаниям.

Алюминий также может быть использован для производства вагонов трамваев и поездов метрополитена. Благодаря использованию этого металла, снижается масса кузова, падает уровень вибрации и шума, сокращается потребление электроэнергии, растет срок службы вагонов.

Хакасский алюминиевый завод. Фото: Олег Горбунов

Козни ВТО и монополистов

Нет сомнений, что роль алюминиевой промышленности в развитии экономики современных индустриальных стран является если не главной, то, по крайне мере, одной из ведущих, особенно - в укреплении государством своих позиций на мировой экономической арене.

Наша страна имеет все шансы превратить алюминиевую промышленность в один из локомотивов роста темпов своей экономики. Однако, несмотря на то, что российская компания является мировым лидером по производству алюминия, по сей день остается множество факторов, сдерживающих темпы развития отрасли в России.

В прошлом году общее потребление первичного и вторичного алюминия в нашей стране составило 1,1 млн т. При этом, импорт алюминийсодержащей продукции оказался на уровне 450 000 т. К 2017 году этот показатель грозит вырасти до 600 000 т. Очевидно, что доля импорта изделий из этого металла в России неприемлемо высока.

Почему же так происходит? Дело в том, что, по условиям Всемирной торговой организации (ВТО), к которой не так давно присоединилась Россия, были отменены импортные квоты, снижены ввозные пошлины, сняты иные технические барьеры для ввоза алюминиевых полуфабрикатов. В итоге, российский рынок наполнился дешевой и далеко не всегда качественной продукцией. Пострадали компании кабельной промышленности, поскольку рынок завалило дешевой китайской продукцией. Машиностроители, производители упаковки, строители также оказались не готовы к конкуренции в условиях отсутствия надлежащего таможенного контроля и нечестной конкуренции.

Осложняют ситуацию рост тарифов естественных монополий для промышленности, непомерно дорогие кредиты применение отсталого валютного законодательства, несовременной нормативной строительной и технической документации.

Кто поможет алюминию

Как отмечают эксперты отрасли, для преодоления трудностей необходима серьезная государственная поддержка не только непосредственно алюминиевой отрасли, но и промышленных потребителей этого металла.

Специалисты уверены, что в России необходима разработка специальных программ снижения стоимости финансирования для отдельных категорий заемщиков, в том числе -компаний из регионов и компаний, участвующих в реализации региональных программ развития — в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Наряду с этим, нужно ограничить рост тарифов естественных монополий: отменить оплату подключения, дать инвесторам возможность принять участие в строительстве объектов инфраструктуры, в течение трех лет довести объем конкурентного рынка до 80% в тех отраслях естественных монополий, где это возможно, а также развивать практику долгосрочных договоров и установить общественный контроль за качеством услуг естественных монополий.

Хорошим стимулом для развития промышленности и экономики в целом послужат низкие ставки по кредитам коммерческих банков. Жизненно важно изменить ГОСТы и внедрить еврокоды, а также защищать российских производителей на зарубежных рынках, в том числе, - в органах ВТО.

Одним из драйверов роста может послужить малый и средний бизнес. Его развитие в регионах присутствия алюминиевых компаний будет способствовать диверсификации местной экономики, созданию индустриальных парков и подготовленных промплощадок, снизит нагрузку на местный и федеральный бюджеты, повысит инвестиционную привлекательность.

Движение России по пути экономического развития обрабатывающих и наукоемких отраслей зависит не только от промышленников, но и от государства. Алюминиевая отрасль может послужить тем катализатором, который способен выдвинуть Россию на первые позиции среди высокотехнологичных стран мира.

Мировой опыт свидетельствует: страны, оказавшие поддержку своей алюминиевой отрасли на правительственном уровне, многократно выиграли от этого в дальнейшем, получив высокоразвитую диверсифицированную промышленность, продукция которой высоко ценится по всему земному шару. Россия не должна упустить своего шанса.

 Николай Макеев