Аграрий победил спекулянта: приняты поправки в Закон «О торговле»

19.05.2015 в 19:17, просмотров: 9562

Почему дорожала еда? Причин много: падение курса рубля, западные санкции и российские ответные меры. Рядовые потребители проиграли в любом случае. А вот торговые сети умудрились заработать. Они использовали ситуацию в своих целях — повышали цены на товары, куда быстрее инфляции и естественных издержек. Меньше чем за год цены на отечественные продукты выросли в среднем на 40–50%. Могло быть и хуже. Продавцы раскручивали ценники на 100% и на 200%. Умерило аппетиты спекулянтов вмешательство Федеральной антимонопольной службы (ФАС) при поддержке Генеральной прокуратуры. Но чтобы сдержать цены, а также поддержать отечественного производителя, понадобилось ужесточить Законы «О торговле» и «Защите конкуренции».

Аграрий победил спекулянта: приняты поправки в Закон  «О торговле»
фото: Алексей Меринов

 

Нынешнее законодательство, в том числе Закон «Об основах госрегулирования торговой деятельности», действующий с 2009 года, явно действует не на пользу ни покупателю, ни потребителю. На нем зарабатывает посредник — магазины и торговые сети. По нынешнему закону они могут брать до 10% от стоимости товара, который продают. Это по закону. Но любой поставщик готов признаться, что за поставки он платит гораздо больше — не 10%, не 20, а до 50% от себестоимости товара. Теперь ситуация должна измениться.

Тому должны помочь поправки в Законы «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» и «Защите конкуренции», принятые 19 мая в Государственной думе. В соответствие с ними официальная маржа торговцев снижается с 10% до 3%.

Ужесточаются и правила торговли. Если сейчас в зависимости от срока годности продуктов поставки оплачиваются в течение 10, 35 и 45 дней, поправки в законы назначают более короткие сроки: 5, 10 и 35 дней. В ЕС подобные отчисления проходят в среднем за 14 суток. Более того, требовать деньги за нереализованный продукт также будет запрещено. Другими словами, если магазин берет продукты на продажу, то он обязан продать их на свой страх и риск. От этого выиграют прежде всего и поставщики. Они смогут продавать свою продукцию раньше и с меньшими затратами. Покупатели смогут выиграть дважды — они смогут покупать более качественный и свежий товар, а также по меньшей цене. Но самое важное — контроль за ценниками в магазинах резко ужесточается. Благодаря поправкам в законы ФАС срок давности возбуждения дел о ценовых нарушениях вырастает с нынешних двух месяцев до года. Если за последний год всего за 30 возбужденных дел антимонополльщики смогли наложить штрафы почти в 200 млн рублей, то при расширении полномочий эта сумма может вырасти в несколько раз. Это стальной аргумент при рассуждении о раскрутке цен.

 

 

 

ЭКСПЕРТЫ «МК»:

Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets: «Новые поправки будут на руку поставщикам. Они теперь сократят платежи за присутствие на полках магазинов. Поставщики также смогут уже быстрее получать деньги за уже проданный товар. Этот закон также в пользу предприятий среднего бизнеса, для которых стоимость ретробонуса и отсрочка платежа могли стать препятствием для контактов с магазинами. Однако сети, в свою очередь, будут предъявлять более жесткие требования к поставщикам, что приведет к ужесточению конкуренции за право быть представленным в торговой сети. Сети будут более благосклонны к тем поставщикам, продукция которых пользуется повышенным спросом. Однако продукция компаний с низким спросом будет быстрее изыматься из продажи. Преимущества получат более известные марки, вкладывающие больше средств в рекламу и дистрибуцию. Ну а доля малоизвестных брендов будет сокращаться».

Михаил Крылов, директор аналитического департамента ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ»: «Розничным сетям придется избавиться от значительной части задержек в выплатах поставщикам. Одновременно предлагается пресечь практику выдачи отложенного вознаграждения за объем продаж. С одной стороны, становится сложнее обманывать поставщиков. С другой, пресекаются, по общему мнению, слишком тесные связи между поставщиками и ритейлерами. Поставщикам необходим доступ в крупные сети розничной торговли. Без него невозможно будет развивать новые виды продукции, под вопросом окажется импортозамещение. Равноудаленность сетей от разнообразных поставщиков просто необходима. Тем не менее сторонники консервативных ценностей не могут приветствовать стремление разделить дополнительные экономические связи внутри существующих цепей поставок. Сюда относится, на наш взгляд, идея о запрете отложенного бонуса».