Офшорный скандал в пользу Кремля

Почему российским властям выгодна публикация «панамского досье»

Опубликованы новые данные расследования по материалам «панамского досье», в которых содержится информация о более, чем 6 тысячах россиян – владельцах офшорных компаний.

Почему российским властям выгодна публикация «панамского досье»

тестовый баннер под заглавное изображение

Международный консорциум журналистских расследований (ICIJ) представил новую базу данных по владельцам офшоров из так называемого «панамского досье». В ней оказалось более чем 2 тыс россиян, владеющих 7,3 тыс офшорными компаниями. Уже на следующий день, вчера, база была обновлена – число россиян в ней достигло 6,3 тыс, компаний – 11,5 тыс.

Для тех, кто пропустил первое действие этого занимательного спектакля, напомню его краткое содержание. 3 апреля в первый раз были обнародованы документы панамской юридической фирмы Mossack Fonseca, в которых содержались, в частности, данные о наличии офшоров у 140 политиков и госслужащих из более 50 стран, в том числе у 12 действующих и бывших мировых лидеров. Всего "Панамское досье" содержит 11,5 млн документов и то, что мы видим сейчас, и, возможно, еще не раз увидим – это, судя по всему, попытки постепенно систематизировать эти данные.

Скандал разразился нешуточный – многим главам государств и высокопоставленным чиновникам пришлось давать публичные объяснения. Не стала исключением и наша страна, поскольку среди фигурантов «панамского досье» оказался один из друзей президента РФ. При этом Кремль не раз заявлял, что основная цель скандала – организация информационной атаки с целью дискредитации российского лидера. Среди потенциальных «заказчиков» при этом назывались наши «заокеанские партнеры»; эксперты отмечали, что косвенным подтверждением этому может служить практически полное отсутствие в «панамских списках» американцев.

Между тем, уже через неделю после начала скандала появились публикации с утверждениями, что за утечкой "панамских документов" могла стоять Россия. Аргументы были следующие: Москва практически не пострадала от скандала, поскольку в этих документах практически нет информации о прямой связи с офшорами российских чиновников и политиков, а в сложное положение попали несколько лидеров держав, с которыми у России не лучшие отношения. Кроме того, утверждалось, что предложение передать данные фирмы Mossack Fonseca германскому изданию Süddeutsche Zeitung, которое их изначально и опубликовало, предположительно поступило от хакера, которого поддерживало российское правительство.

Не скрою, первоначально эта версия выглядела, как полная победа «теории заговора» над разумом – иными словами, смахивала на полный бред. Однако, как это ни смешно, нынешняя публикация «расширенных» списков говорит о том, что Кремль если и не имеет отношения к данным публикациям, то, по крайней мере, ему бы следовало что-то подобное придумать в отсутствие «панамагейта». И вот почему.

Офшоры используются, в основном, в трех целях: проведение сделок в «хорошей» юрисдикции, уход от налогов, легализация теневых доходов. Причем если западные бизнесмены чаще всего просто пытаются оптимизировать налогообложение, то для российских наиболее значимой мотивацией всегда являлась именно возможность проведения сделок в зарубежной юрисдикции – во многом, из-за недостатков российского законодательства и судебной практики в сфере защиты интересов инвесторов.

С начала 2013 года российские власти активно проводят курс на деофшоризацию экономики. Так, был принят закон, согласно которому к 1 апреля 2015 года все российские налогоплательщики обязаны были раскрыть налоговой своё прямое или косвенное участие в иностранных организациях; также была объявлена «амнистия капитала», позволявшая бизнесменам без потерь и не опасаясь преследований вернуть деньги на родину.

Однако если госкомпании и близкие властям бизнесмены довольно активно возвращали деньги в Россию, то остальные предприниматели делать это, судя по всему, не особенно спешили – сказывалось традиционное недоверие к отечественной государственной системе и правосудию. В конце прошлого года российские власти фактически признали провал амнистии капитала и отметили неудовлетворительное состояние обмена информацией с зарубежными налоговыми органами.

С этой точки зрения публикация «панамских документов» - настоящий подарок для отечественных налоговых и правоохранительных органов. Появляется более чем веское основание задать ряд неудобных вопросов фигурантам данных досье и даже предпринять в их отношении следственные действия. Без «панамагейта» это было бы весьма затруднительно – пришлось бы объяснять, откуда взялась информация о данных счетах – не могли же ведь, в самом деле, российские власти нанять хакеров, чтобы украсть ее. Что же касается возможности появления в «панамском досье» близких властям бизнесменов – это не особо страшно: появление человека в списках дает возможность правоохранителям и налоговикам активно заняться им, но не обязывает их это делать.

Николай Солабуто,

управляющий директор УК «Финам Менеджмент»

ЭКСПЕРТ «МК»

Наталия Юрченкова, юрист BGP Litigation:

На микроуровне действие офшоров проявляется в улучшении защиты прав собственности и повышении прибылей компаний, а на макро- – как уменьшение налоговой нагрузки и глобальное улучшение инвестиционного климата. Офшоры необходимы ориентированному на внешние рынки крупному бизнесу, так как упрощают процесс привлечения дешевого финансирования и создают более эффективную базу разрешения корпоративных споров. Структурирование бизнеса через офшоры применяется при проведении сделок слияния/поглощения, проведении IPO на зарубежных финансовых рынках с целью минимизировать правовые риски и риски неплатежа.

Офшоризация российской экономики отрицательно сказывается на инвестиционном климате страны. С 2008 года Россия входит в первую десятку стран мира, лидирующих в притоке и оттоке прямых иностранных инвестиций. При этом офшорные инвестиции российских бизнес-структур: оседают на счетах стран с льготным режимом; реинвестируются в страны третьего мира; возвращаются обратно в Россию. Данные процессы не позволяют точно оценить объемы притока и оттока прямых иностранных инвестиций, а также проанализировать их распределения по отраслям, что препятствует формированию и проведению инвестиционной политики, нацеленной на экономический рост и устойчивое развитие России. Помимо этого, растет угроза экономической безопасности, усложняется финансовое планирование бюджета в условиях серьезных рисков снижения его доходов, а также усиливается социальное неравенство в лице «офшорных бенефициаров», получающих основные доходы в России и инвестирующих свои капиталы за рубежом.

Ирина Бадмаева

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру