Запрет скидок на алкоголь обсудили эксперты

Депутаты обвинили магазины, продающие спиртное по акции, в «пособничестве пьянству»

В Роспотребнадзоре и Общественной палате РФ поддержали предложение Госдумы о запрете скидок на спиртные напитки — то есть акций, когда спиртное предлагают купить по сниженной цене. По мнению главного санитарного врача страны Анны Поповой, снижение цены по акции является по сути рекламой и стимулирует граждан к чрезмерному употреблению алкоголя.

Депутаты обвинили магазины, продающие спиртное по акции, в «пособничестве пьянству»

Как заявил автор законопроекта депутат Владимир Сысоев, в стране велика алкоголизация населения, объемы потребления спиртного растут и ведут к увеличению смертности. Однако борьбе государства с пьянством мешает торговля, которая, по его словам, занимается «пособничеством алкоголизму», провоцирует эту вредную привычку, особенно у молодежи, с помощью акций и красочных этикеток.

Для реализации инициативы народный избранник предлагает внести в законодательство новую статью — о запрете стимулирования продажи алкогольной продукции, а нарушителей наказывать штрафом. В первоначальном варианте законопроекта депутат предлагал обязать магазины и вовсе закрывать прилавки с алкогольной продукцией тентами по аналогии с сигаретами, чтобы у граждан не было соблазна.

Однако, судя по всему, ратующие за трезвость законодатели преувеличивают масштабы проблемы. По данным самого же Роспотребнадзора, за последние 10 лет в России почти в 2 раза раза снизились объемы потребления алкоголя — с 18 до 10 литров на человека в год. А результаты соцопросов фонда «Общественное мнение» показывают, что в целом страна к алкоголю относится равнодушно: четверть опрошенных заявили, что не употребляют спиртное вообще, 42% сказали, что выпивают несколько раз в год, 19% - несколько раз в месяц и только 12% респондентов признались, что пьют больше 2 раз в неделю. По данным же Института экономической политики им. Гайдара за прошедшее десятилетие в стране на 54% снизилась смертность от выпивки.

Не исключено, что такое отрезвление нации стало результатом жесткой антиалкогольной кампании, которую проводит с 2009 года государство. Бороться с «зеленым змием» в основном решили рублем: с тех пор назначается минимальная цена на спиртное, регулярно увеличиваются акцизы, ужесточаются штрафы и сроки наказания за вождение в нетрезвом виде. Получается, что распитие алкогольных напитков — дорогое удовольствие, только одни акцизы составляют до 45% конечной стоимости бутылки. Зато в федеральную казну от акцизов поступают немалые доходы — около 1 трлн рублей в год. Правда, такие меры иногда оборачиваются трагедией: из-за высоких цен на легальный алкоголь любители выпить переходят на суррогаты и в итоге травятся всякого рода «боярышниками». Но государство не собирается сходить с тропы войны: Минфин уже предложил повысить в этом году минимальную цену на водку со 190 до 219 рублей, а Минздрав озвучил инициативу запретить продажу водки лицам, не достигшим 21 года.

«Ценовые меры по снижению потребления алкоголя — самые действенные. А нанести удар по скидочным акциям - может быть эффективным дополнением к акцизной политике государства. Перечеркнутая цена действует на потребителей магически, особенно в последнее время, на фоне кризиса. Поэтому запрет на скидки может решить вопрос импульсных покупок и незначительно снизить спрос, а отсутствие акций типа «3 по цене 2» - поможет сократить дозы потребления», - считает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.

В свою очередь директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз полагает, что запрет на скидки едва ли остановит людей от покупки спиртного. По его словам, пьют в России сейчас больше, чем гласит официальная статистика, но меньше, чем в конце 1990-х — начале 2000-х годов: на данный момент по объемам потребляемого алкоголя нас обгоняет даже «прогрессивная» Европа.

«Я уверен, что все страны мира, в том числе и Россия, пьют на пределе своих возможностей, другой вопрос, что возможности у всех разные: финансовые, физические, религиозные, эмоциональные, этические. Однако в Европе цены на спиртное ниже, чем в России. Там соблюдается общемировой принцип — доступность легального качественного алкоголя для всех слоев населения, поэтому там нет проблемы с суррогатами, и при этом население не спивается», - сказал собеседник «МК». Вместе с тем, в 2017 году все-таки произойдет снижение потребления и производства крепкого алкоголя, добавляет эксперт, но не в результате запретов на рекламу, а из-за демографической ямы — сейчас до возраста продажи спиртного как раз подрастает поколение, появившееся на свет в период низкой рождаемости в конце 1990-х годов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27318 от 7 февраля 2017

Заголовок в газете: Водка в рекламе не нуждается

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру