Дело в том, что Центробанк предпринимает очередную попытку реформы перекошенной в сторону страховщиков конструкции ОСАГО, но не меняя ничего по сути. Регулятор страхового рынка России разработал новые коэффициенты и скидки для расчета цены полисов.
Прежде всего, на 50% должна вырасти стоимость продукта с неограниченным числом допущенных к управлению водителей. Это делается якобы для того, чтобы затруднить водителям возможность избегать удорожания полиса через смену типа страховки. Возможно, ЦБ добьется задуманного в отношении десятка-другого неаккуратных водителей. Но почему из-за этого должны нести финансовые потери добросовестные водители, которых на самом деле большинство? Корреспондент портала «АвтоВзгляд», например, всегда страхует свою машину по схеме «неограниченный круг лиц, допущенных к управлению». И имеет более чем 20-летний стаж безаварийной езды. Соответственно, понижающий стоимость страховки коэффициент у меня максимальный — 0,5, что означает 50-процентную скидку. И ежегодно я плачу за полис примерно 10 000 рублей — «спасибо» московской прописке и мощности мотора авто (более 150 л.с.). Но благодаря Центробанку мне придется ни с того ни с сего платить уже 20 000 рублей за полис, делая страховку машины делом уж совсем невыгодным.
Дорожная полиция интересуется наличием у меня «автогражданки» не чаще 4–5 раз в год. Штраф за езду без ОСАГО — 800 рублей, а со скидкой при немедленной оплате — 400 «деревянных». Водитель я аккуратный, в аварии по своей вине постараюсь и впредь не попадать. И теперь скажите, что выгодней: отдать сразу 20 000 рублей за полис или 1500 рублей в течение года в виде маловероятных штрафов? Между тем, как уже было сказано, по стране сейчас ездит более 1 млн машин либо с липовыми полисами ОСАГО, либо вообще без оных. Центробанку что, очень хочется увеличить эту армию? Не проще ли создать механизм вычисления скидок на основании базы данных ГИБДД?
Но и это еще не все. Разработанное ЦБ указание «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов» предполагает радикальный пересмотр скидок за возраст и так называемый опыт вождения — то есть на практике за срок давности выдачи «прав». Так, например, для водителя старше 49 лет и с «опытом» более 14 лет скидка составит 34% от цены полиса, а для 34-летнего драйвера с таким же стажем вождения — почему-то всего 7%. При этом 29-летний водитель, наездивший 13 лет и 11 месяцев, еще и доплатит лишних 16% к цене полиса!
Простейший расчет показывает, что и 50-летний люмпен, который ежегодно в кого-нибудь да врезается на своей вазовской «классике», и 24-летний перспективный инженер (или менеджер) с абсолютно безаварийной 5-летней водительской карьерой получат по новейшей системе ЦБ одинаковый повышающий стоимость ОСАГО коэффициент — 1,62. То есть с возрастом становиться виновником аварии будет все выгодней и выгодней!
Изучив нововведения Центробанка, удивляешься, как это его специалисты не додумались ввести самый главный коэффициент — по половому признаку? Причем для женщин он, по идее, должен учитывать еще среднюю за год интенсивность половой жизни и индивидуальную длительность критических дней. А что такого: если уж вести систему ОСАГО к полному абсурду, то сразу и до конца — хоть посмеемся напоследок...