Спасибо, что улетели

Пассажирам, чьи рейсы были задержаны из-за экстремальной погоды, стоит радоваться, что аэропорт и вовсе не закрыли

Снегопад, накрывший Московский регион в начале декабря (только за сутки выпало порядка 22% от месячной нормы осадков), привел к транспортному коллапсу. Речь тут не о городских пробках, а о перебое в авиасообщении: было задержано или отменено более 400 рейсов. Погодные условия, приведшие к такой ситуации, уже успели окрестить кризисом. Однако, как выяснил «МК», это далеко не так. Эксперты авиационной отрасли подчеркивают, что это нормальное явления, с учетом погодных условий нашей полосы. Задержки рейсов — это еще что. Например, в Европе при выпадении всего нескольких сантиметров снега закрывают целые воздушные гавани.

Пассажирам, чьи рейсы были задержаны из-за экстремальной погоды, стоит радоваться, что аэропорт и вовсе не закрыли

В начале декабря 2017 года сотни людей попали в неприятную ситуацию. Их авиарейсы были задержаны из-за экстремальных погодных условий. Некоторым пассажирам пришлось часами томиться на борту воздушного судна, которое находилось без движения. Но многие пассажиры даже не догадываются, что такие задержки — благие. Авиакомпании в ответе за безопасность полетов, а следовательно, делают все для ее соблюдения.

В свою очередь авиаэксперт Роман Гусаров убежден, что сам факт того, что российские аэропорты функционируют в столь сложных погодных условиях, пусть не подвиг, но высочайшее мастерство. «Пограничные температуры, в районе ноля, самый тяжелый период. Идет мокрый снег, который налипает на взлетно-посадочную полосу и превращается в скользкую жижу, а после все это может замерзнуть и превратиться в корку льда, — продолжает он. — Полосу необходимо постоянно чистить».

В аэропортах постоянно ведется мониторинг качества сцепления шасси с полосой и при необходимости ее закрывают. Уборочные машины обрабатывают полосу реагентом. В результате какое-то время полоса не работает. В зависимости от интенсивности снегопада и образования наледи (а «нелетная» погодная ситуация может повторяться каждые полчаса, а то и чаще), полосу очищают порядка 15–20 минут. В это время самолеты не вылетают. «Интенсивность полетов в Шереметьево — одна взлетно-посадочная операция в 1,5–2 минуты. Иначе, каждые 1,5–2 минуты взлетает или садится самолет, — рассказывает Гусаров «МК». — Если полоса закрыта на уборку на 15–20 минут, порядка 10 рейсов уже задержаны. Шереметьево — аэропорт с очень высокой интенсивностью полетов. Взлетать каждые полминуты нельзя, согласно требованиям безопасности. В результате начинаются задержки и накапливается очередь. Приоритет в таком случае отдается самолетам, которые идут на посадку. Они не могут бесконечно висеть в воздухе».

Выходит, авиакомпания здесь не причем. Да, ей будет известно о тяжелых погодных условиях, но перевозчик не может знать всей ее сложности, а также он не знает реальной ситуации с навигацией, с управлением воздушным движением, за что отвечает Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации (по ОрВД). Авиакомпания старается обслужить людей в срок и по расписанию. Пассажиры приходят к выходу на посадку, садятся в самолет, а в это время экипаж ждет, когда ему дадут отмашку на вылет. Произойти это может через минуты, а может через несколько часов.

«То, что людей держат в самолете, это не злой умысел перевозчика, — подчеркивает Роман Гусаров. — Компания сама не заинтересована в задержках, потому что этот самолет должен после улететь по другому маршруту. Как следствие, срываются остальные рейсы. Им приходится вызывать дополнительные борта, дополнительные экипажи. Авиакомпании было бы проще оставить пассажиров в аэропорту, оставить им сандвичи, бутылку воды и забыть. А в данном случае это гигантские расходы».

В ситуации, которая произошла в первых числах этого месяца, со своими клиентами так не поступил перевозчик «Аэрофлот». Министр транспорта РФ Максим Соколов высоко оценил работу авиакомпании в период массовых задержек рейсов. «Если говорить о ситуации в аэропорту Шереметьево, она достаточно распространена в целом в мире, — подчеркнул министр. — И вообще, в мире при таких погодных условиях аэропорты закрываются».

Соколов призвал других перевозчиков брать пример с «Аэрофлота». «Да, поставили в неудобное положение пассажиров, но все-таки они улетели, или были приняты в аэропорту», — подытожил он.

Действительно, многие задаются вопросом, почему людей не выгрузили обратно в терминал, а оставили на несколько часов на борту? «Если бы всех пассажиров с этих бортов высадили назад, думаю, они вскоре сами стали проситься обратно, — отметил Роман Гусаров. — Сидели в кресле, на своем месте, уборная под боком, тепло. Оказавшись «за бортом», люди попадут в терминал, уже переполненный людьми. Пришлось бы искать себе какой-то уголок, а может, даже и на полу. А если пассажиры с детьми».

Ситуация, которую в России охарактеризовали как настоящий коллапс, на Западе является нормальным явлением и не вызывает никаких негативных последствий. Это при том, что там аэропорты и вовсе закрывают. Авиаэксперт, руководитель аналитической службы отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев подчеркнул, что, к примеру, на юге Европы даже 2–3 сантиметра снега могут оказаться поводом для закрытия аэропорта и отмены всех рейсов. «С такими осадками не так часто и не столь интенсивно сталкиваются аэропорты Европы, я не беру в расчет ее северные страны, где снег тоже распространенное явление, — продолжил он. — На юге Европы распространенная практика — закрытие аэропортов, отмена всех рейсов, до тех пор, пока не закончится снегопад. С пассажирами поступают по-разному. Однако из Интернета и телепрограмм мы понимаем, что картина в таких случаях почти всегда одинаковая. Длительная отмена полетов или задержка рейсов по метеоусловиям, что в Европе, что в США, приводит к тому, что людям приходится буквально лежать в аэропортах на полу. Это неизбежная ситуация и распространенная практика даже не при таких сильных осадках».

Поэтому, если воздушные гавани не закрывают, люди сами предпочитают посидеть лишний час на борту воздушного судна, нежели терять значительно больше времени и ждать, пока их высадят, потом соберут и пустят обратно на борт. А к тому моменту самолет уже потеряет свою очередь в линии на вылет, что в значительной мере увеличит время задержки.

В мировой практике происходят случаи задержки рейсов авиакомпаниями на длительное время, свыше 5 часов, без высадки из кабины самолета пассажиров. Такие случаи бывают вызваны как погодными, преимущественно в зимний период, так и техническими причинами.

Например, пассажиры авиаперевозчика Etihad провели аж 12 часов в самолете, который не мог улететь из аэропорта Abu Dhabi по причине непроглядного тумана. Или же клиенты компании American Airlines, просидевшие 9 часов в своих креслах в ожидании вылета из воздушной гавани Dallas. Вспомним и пассажиров Singapore Airlines. Они провели порядка 8 часов на борту воздушного судна из-за потенциальной неисправности авиалайнера. Непогода стала причиной задержки вылета самолета Virgin Atlantic, а также Lufthansa из Нью-Йорка. Ожидание составило 6 часов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру