Накануне Белоруссия не смогла согласовать с РФ условия поставок российской нефти, которые должны быть закреплены в долгосрочном контракте. После чего Минск объявил о повышении с 1 февраля тарифа на транзит более чем на 6%. По словам министра антимонопольного регулирования и торговли республики Владимира Колтовича, в течение 2020 года Белоруссия может инициировать переговоры с Москвой по увеличению тарифа, если выяснится, что «растут расходы обеспечивающих прокачку организаций». О «зафиксированных разногласиях» сообщил также замглавы ФАС РФ Анатолий Голомолзин.
Пока ситуация развивается по максимально непредсказуемому сценарию. В соответствии с поручением Александра Лукашенко, правительство Белоруссии усердно изыскивает альтернативные источники сырья. Коммерческие предложения о покупке нефти направлены на Украину, в Польшу, государствам Балтии, в Казахстан и Азербайджан. В Нур-Султане заявили о готовности к такой торговле, если сделка будет экономически выгодна казахстанской стороне. Кроме того, Минск купил в Норвегии 80 тысяч тонн нефти, по своим характеристикам сходной с российской . Ее направят на НПЗ в Новополоцке, пока работающем на российском сырье. Ко всему прочему, как сообщил Лукашенко, Белоруссия договаривается о поставках высококачественной нефти «по мировой цене» из Саудовской Аравии и ОАЭ.
Что касается нынешней инициативы США, озвученной Майклом Помпео, то белорусским властям все это абсолютно не нужно, хотя и реализуемо чисто технически. Дело в том, поясняет старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е. Гайдара Сергей Жаворонков, что российское «черное золото» остается для Минска источником исключительной прибыли: Получая нефть из РФ без экспортной пошлины (в размере примерно $70-80 за тонну или $10 за баррель), примерно на треть ниже мировых цен, Белоруссия ее затем очень выгодно реэкспортирует и в итоге делает маржу в размере где-то 10-15% своего ежегодного бюджета. Правда, к 2024 году эта «малина» должна закончиться в связи с постепенным обнулением Москвой экспортных пошлин в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли.
Во-вторых, отмечает собеседник «МК», Белоруссия перерабатывает дешевую российскую нефть в нефтепродукты, с их последующим реэкспортом. Понятно, что сырье из США никуда перепродать не удастся, поскольку Вашингтон может его поставлять напрямую в любую точку планеты. Если же рассуждать о возможности использования американской нефти для белорусских НПЗ, то вопрос непростой: нефтеперерабатывающие заводы приспособлены лишь к определенным сортам. В любом случае, это имеет смысл лишь с точки зрения изготовления нефтепродуктов для внутреннего потребления в Белоруссии, а не для реэкспорта.
«Так что ничего утешительного для Александра Лукашенко в словах Помпео нет. Соединенные Штаты готовы поставлять нефть по рыночным ценам, а ему это абсолютно незачем». - говорит Жаворонков.
Для России, по словам эксперта, проблема состоит еще и в том, что проходящий через территорию Белоруссии нефтепровод «Дружба» является собственностью этой страны. Что позволяет Минску вести жесткую игру и «наказывать» Москву, бесконечно повышая тариф на транзит.
Очевидно, что американская нефть никоим образом не может стать альтернативой российской, согласен генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Причина банальна — это все еще существующая в РФ экспортная пошлина на нефть. Ее не выплачивают ни Белоруссия, как член Таможенного союза, ни российские компании, работающие с Минском. Понятно, что после реализации в России налогового маневра ситуация изменится, но до 2024 года еще есть время.