Эксперты объяснили увеличение числа жалоб на качество услуг ЖКХ

«Состояние многоквартирных домов стало заметно хуже»

За время пандемии существенно выросло количество жалоб населения, связанных с качеством жилищно-коммунальных услуг. Об этом свидетельствует и статистика обращений в Госдуму и данные общественной организации «ЖКХ Контроль». Жильцов не устраивает состояние многоквартирных домов, они оспаривают начисленные суммы оплаты за «коммуналку», требуют проведения коммунального ремонта и благоустройства придомовых территорий. Почему претензий со стороны жильцов становится все больше и насколько они обоснованы, «МК» разбирался с помощью экспертов.

«Состояние многоквартирных домов стало заметно хуже»

Центр общественного контроля в сфере ЖКХ изучил около 10 тысяч обращений недовольных жильцов за III квартал 2020 года. Статистика свидетельствует, что больше всего россиян волнует неудовлетворительное состояние многоквартирных жилых домов (18,1%), начисление платы за коммунальные услуги (12,2%) и управление объектами (11,5%). В число самых острых проблем также вошли капитальный ремонт (8,7%), общие собрания собственников (4,3%), обращение с твердыми коммунальными отходами (3,6%).

«ЖКХ Контроль» также зафиксировал общий рост числа обращений, связанных с качеством коммунальных ресурсов (с 7,8% до 9,7%) и благоустройством придомовых территорий (с 6,7% до 7,8%). Примечательно, что в Госдуме порядка 70% всех обращений граждан касаются проблем в сфере ЖКХ. Причем эти проблемы идентичны практически во всех регионах, а ситуация с пандемией их только усугубила.

Рейтинг жилищно-коммунальных проблем «МК» попросил прокомментировать экспертов.

Светлана РАЗВОРОТНЕВА, исполнительный директор центра «ЖКХ Контроль», председатель комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам:

«Число жалоб серьезно выросло. Люди, находясь дома во время режима самоизоляции, начали обращать больше внимания на те жилищные условия, которые их окружают. Они заметили, что состояние многоквартирных домов стало заметно хуже. Управляющие компании (УК) резко сократили расходы на содержание зданий. Немногочисленные ремонты стали еще более редкими: компаниям приходится тратить существенные суммы на дезинфекцию. Компенсировать потери УК государство не стало, в тарифе дополнительная строчка предусмотрена не была. Управляющим компаниям пришлось включить дезинфекцию в статью «содержание и текущий ремонт». В результате, уборка в подъездах стала проводиться реже, ремонтные работы тоже. Качество и состояние жилых домов становится серьезной проблемой. Со II квартала этого года она прочно закрепилась в лидерах рейтинга жалоб населения. 

Жильцов также очень волнует тема, связанная с благоустройством придомовых территорий. Одновременно с эти уменьшается число жалоб на реализацию реформы по обращению с ТКО: с начала года число обращений сократилось вдвое».

Наталья ЧЕРНЫШЕВА, эксперт в сфере ЖКХ, директор «Организации народного контроля»:

«Результаты рейтинга отражают реальную картину недовольства людей некачественной работой управляющих компаний, поскольку именно с их деятельностью связаны основные жалобы. Действительно, на первом месте по количеству идут жалобы на плохо выполняемые работы по содержанию многоквартирных домов. Это и грязные подъезды с облупленной краской, и забитые мусоропроводы, которые убирают реже, чем полагается, и плохое состояние труб и канализации, и многое другое.

Что касается начисления платы за коммунальные услуги, тут люди чаще всего недовольны тем, что они не понимают, за что им приходится платить такие суммы, которые еще к тому же и постоянно растут. Поэтому необходимо провести полный аудит тарифов ЖКХ, который с большой вероятностью покажет, что тарифы надо снижать, а не повышать. Управляющие компании не влияют на тарифообразование, они могут только умножать натуральные показатели на уже утвержденные тарифы, но даже и здесь они часто делают ошибки (естественно, в свою пользу, в надежде, что их никто не проверит) или просто завышают начисленные платежи.

По проводившемуся ранее соцопросу, в целом более 83% жителей недовольны работой своих управляющих компаний. Очень часто жители не могут проверить предоставляемые им отчеты УК, а управляющие компании этим пользуются или даже вовсе не отчитываются перед жителями. Достаточно часто бывает так, что в ежемесячные работы включаются, например, проверки лифтов и противопожарной автоматики, а на деле эти работы не проводятся. За год, таким образом, могут набегать весьма существенные неправомерно списанные на расходы суммы: примерно по 200-300 тысяч в год на среднем доме».