Россиян предупредили об опасности оставленных на кассе чеков

Главные виды мошенничеств в магазинах

Все чаще россияне становятся жертвами разного вида мошенничества в супермаркетах, изобретательность «охочих до денег» работников торговли становится все изощреннее. Специалисты перечислили основные виды обмана покупателей в магазинах и особо предупредили о том, что не стоит оставлять чеки на кассе.

Главные виды мошенничеств в магазинах

«Я обычно покупаю продукты по длинному списку, чеки всегда беру с собой, – рассказывает москвичка Альбина. – Но раньше никогда не проверяла чек у кассы. И однажды увидела уже дома, что в чеке пробита не одна упаковка стейка семги, а две, то есть и так не маленькая цена была умножена в два раза. К сожалению, я покупала далеко от дома, и уже не поехала в тот супермаркет разбираться».

«Я случайно увидела на кассовом аппарате при пробивании продуктов, что у меня очень дорогой сыр, я точно такой не могла купить, – говорит пенсионерка из Подмосковья Зинаида. – Я сказала, что не буду его оплачивать, вернула кассиру. Потом специально отправилась в отдел сыров, что проверить, – оказалось, что напротив сыра, который я выбрала, стоял совершенно другой ценник! А его настоящий, в два раза выше - где-то в стороне. Думаю, так делается специально, в расчете на то, что очень многие не смотрят на итог кассового аппарата. И покупают сверхдорогие товары, что выгодно магазину».

Это лишь две «капли в море» многочисленных приемов мошенничества, поджидающих доверчивых граждан в точках торговли. Лишний товар в чеке – наиболее распространенная уловка. Обычно такое прокатывает с теми, кто покупает много товаров и никогда не перепроверяет чек. Продавец также может дать меньшую сдачу или отсканировать неверный штрих-код более дорогого товара.

Другой распространенный вид «сравнительно честного отбора денег» у населения – когда кассир предумышленно не сообщает покупателю об акции 1+1, чтобы потом забрать себе или поделить с коллегами второй бесплатный по акции товар.

Председатель Центра правовой помощи «Дело жизни», заслуженный юрист России Иван Соловьев обрисовал «МК» ситуацию в этой сфере: «Во времена СССР ответственность за нарушения в сфере торговли были гораздо серьезнее, чем теперь. Сегодня единственная уголовная статья, дошедшая до XXI века и предусматривавшая ответственность за обман потребителей, исключена из УК, а покупателя защищают лишь нормы Кодекса об административных правонарушениях. Есть немало надзирающих и контролирующих органов, но они, скорее, следят за качеством товаров, чем противодействуют схемам, которые уже десятилетиями используются в сфере торговли».

По словам Соловьева, сегодня покупателя может подстерегать целый букет уловок, направленных на то, чтобы он приобрел товар ненадлежащего качества или по завышенной цене: «Здесь и нарушение условий хранения товаров, и предпродажная подготовка лежалых товаров, от которых волосы на голове дыбом встают, банальная перемаркировка (наклеивание новых ценников с измененными данными о дате весе и цене), обвес, пересортица (нередко перемешивают дешевые и дорогие помидоры)».  

– Покупателям нужно быть особенно внимательными при покупке товаров, которые были расфасованы на самом торговом предприятии (колбасы, сыры в нарезках, продукция кулинарии и т.д.), проверять сроки годности, оценивать продукты по виду и запаху, – добавляет доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ имени Г.В. Плеханова Светлана Ильяшенко. 

По словам Соловьева, самыми распространенными сегодня являются «маркетинговые» способы, принуждающие людей к приобретению более дорогого товара. Например, ценник с более низкой ценой размещается под продуктом большей стоимости. Или «визуально занижают» стоимость за единицу фасованного товара – вместо 1 кг речь о 0,75 кг, или не 1,5 л, а 1,3 л. И вот оно, «волшебство» – покупатель заплатил больше, чем мог бы.

– На самой кассе – тоже простор для нечистых на руку работников торговли. Часто кассиры в своих интересах используют различные акции, дисконтные и бонусные карты, розыгрыши и призы. Я рекомендую не оставлять чеки на кассе, потому что они могут быть использованы для фиктивного возврата товара и хищений. Например, если оплата прошла наличными, то мошенник, подобрав чек, может, сняв защиту, вынести аналогичный товар, предъявив при необходимости фискальный документ на выходе. А на следующий день вернуть его и уже получить «живые» деньги. Если же оплата была картой, то и сам покупатель может пострадать. Указанных на чеке данных достаточно, чтобы злоумышленник нашел ваш аккаунт в соцсетях, номер телефона или машины, и воспользовался ими для каких-то своих, небезопасных для благосостояния человека целей, - предупреждает юрист.

Светлана Ильяшенко рассказала и о других способах обмана в магазинах: «Довольно распространена практика подмены товара, который продается в дополнительной упаковке (кремы, зубные пасты и т.п.). Так, в упаковке с более дорогим товаром покупатель уже дома может обнаружить более дешевый, и доказать факт подмены практически невозможно. Встречаются даже случаи подмены куриных яиц категории СО на более низкие. Также покупателям нужно быть бдительными при покупке весовых товаров. Например, немногие знают, что при взвешивании, например, батона колбасы, продавец обязан удалить металлические клипсы (скрепки) с обоих концов батона. Также нужно обращать внимание на сами весы: продавец должен их «обнулить», т.е. товар должен взвешиваться без учета тары (пластиковые подложки и т.п.)"

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру