России предрекли новый экономический кризис: может начаться раньше, чем предполагалось

Уже весной 2022 года

Россия застряла, запуталась в бесконечной веренице кризисов – прошлых, настоящих и ожидаемых. Экономических, политических, ментальных, социальных, нравственных… Кризисов долгов и доверия, гречки и совести, сахара и справедливости. «Больше кризисов, хороших и разных!» – наверняка поиронизировал был на сей счет Маяковский. «Обложили меня, обложили», – выразил однажды мрачную суть отечественной безнадеги Высоцкий. А только что наш современник, зампредседателя Центробанка Алексей Заботкин заявил о неизбежности нового кризиса, не вдаваясь в детали и оставив обильную пищу для размышлений. Мол, впереди нас ждет новый кризис, но мы – то бишь денежные власти – к нему готовы.

Уже весной 2022 года

тестовый баннер под заглавное изображение

Но как же так? Не успели освободиться от ковидного кошмара, реанимировать производство, порадоваться светлому завтрашнему дню, как страну морально готовят к очередным испытаниям. А ведь аккурат год назад президент Путин обнадежил россиян, заявив об «уверенном и с минимальными потерями выходе» из пандемии. Ну а в этом, году, если верить официальным заявлениям, жизнь – во всяком случае, экономическая – и вовсе наладилась. Глава Минэкономразвития Максим Решетников рассказал на днях, что в апреле экономика продемонстрировала аномальные темпы роста: ВВП увеличился на 10,7%. Впрочем, тут имеется нюанс в виде эффекта низкой статистической базы: сравнение идет с пиковыми месяцами прошлогоднего локдауна, когда и Россия, и весь остальной мир находились в глубоком минусе. И вот на этом вроде бы оптимистическом фоне зампред ЦБ впроброс, как о само собой разумеющемся, говорит о новом кризисе.

Увы, но плохие новости звучат более естественно и правдиво, нежели добрые вести. И доверия к ним больше. Такова историческая данность, подкрепленная фактами и личным опытом каждого. Уроки минувших десятилетий отечественные власти усвоили плохо: они научились преодолевать кризисы, но им никак не удается справиться с более сложной, стратегической задачей – вывести экономику на траекторию развития. Такого развития, которое бы обеспечило стране бескризисное существование, стало непрошибаемым барьером для любых «черных лебедей». Все последние кризисы – и 2008, и 2014, и 2020 годов – отягощались системными изъянами, такими как гипертрофированная роль государства в экономике, жесткая привязка к ценам на нефть и внешним рынкам капитала, правовая незащищенность малого и среднего бизнеса, низкая конкуренция, неэффективность госпредприятий и госинститутов, высокая инфляция, стагнирующие доходы и платежеспособный спрос. К слову, министр Решетников умолчал о разгоне потребительских цен, темпы роста которых на излете весны достигли 6%. А ведь это тоже аномальный рост – только аномалия в другую сторону...

Поводов для оптимизма, откровенно говоря, мало. Судя по заявлению Заботкина, разрекламированное восстановление экономики произойдет не скоро. Хотя бы потому, что Россию накрыла новая волна коронавируса, с убийственным индийским штаммом. Все новые регионы вводят ограничения для непривитых (а это 89% населения) и приезжих. Да, рестораны и кафе продолжат работать, но без огромной доли прежних посетителей и без какой-либо поддержки со стороны государства.

А тут еще аналитики, включая правительственных, вполне обоснованно сгущают краски. Например, Счетная палата со своей стороны предупредила об опасности нового макроэкономического кризиса в стране. Ее эксперты были вполне конкретными в объяснениях: ускоренный рост объемов ипотечного кредитования не соответствует темпам жилищного строительства, разгоняет цены на недвижимость и, соответственно, раздувает долговой пузырь на этом рынке, говорится в отчете контролирующего ведомства. Ипотечный ажиотаж привел к тому, что россияне, 50% которых зарабатывают 30-40 тысяч рублей в месяц, все чаще берут потребительский кредит для выплаты первоначального взноса. По данным ЦБ, на май 2021 года банки выдали жилищных займов на 10,5 трлн рублей, а в конце первого квартала долговая нагрузка достигла 12% располагаемых доходов граждан. Эти риски чреваты полномасштабным банковским кризисом. Он, по оценке Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, начнется уже весной 2022 года.

Преодолев каждую новую рецессию, российская экономика снова и снова оказывается в глухом, но до боли знакомом тупике стагнации. Этот вечный перелет из кризиса в кризис и есть ее естественное состояние, с которым давно свыклись и обыватели, и сильные мира сего.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28566 от 25 июня 2021

Заголовок в газете: Из кризиса в кризис перелетая…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру