Глава Центра исследования федеральных и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз не видит в подобном тренде ничего удивительного. В последние годы отечественный водочный рынок остается не только в стабильном положении, но и даже набирает обороты — продажи «беленькой» постоянно растут. «Кризисные ситуации, в частности пандемия коронавируса, способствуют тому, что население уделяет внимание в первую очередь именно этому напитку», — отмечает эксперт.
Всего же, по оценке ЦИФРРА, объемы реализации спиртных напитков в нашей стране в прошлом году увеличились на 0,7%, превысив отметку в 982 млн декалитров. Другими словами, каждый россиянин за год выпил не менее 12 литров ликероводочных напитков в эквиваленте 95-градусного столбика. Примерно столько же алкоголя россияне выпивали в 2009 году.
В свою очередь, цены на самый дешевый алкоголь в этом году снова готовятся к взлету. В соответствии с предложением Минфина минимальная стоимость крепкого горячительного официально подрастет на 7,5%. Самая доступная бутылка водки, к примеру, обойдется теперь в 261 рубль. Чиновники считают, что повышение цен на спиртное является необходимой мерой для борьбы с «зеленым змием», правда, действия правительства вряд ли увенчаются успехом: пить россияне не перестанут, а количество контрафакта не снизится.
Как полагает президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев, рост потребления водки в 2021 году свидетельствует о борьбе между легальным и нелегальным секторами алкогольного рынка.
Эксперты признают, что наблюдается более тревожная тенденция, касающаяся изменения качества потребляемого алкоголя. Постоянно поднимая розничные расценки на выпивку, правительство элементарно увеличивает доходную часть федерального бюджета, не решая при этом главных задач индексации спиртного. «Путем увеличения официальной стоимости спиртных напитков с контрафактом не справиться. Более того, такая мера может предоставить бутлегерам возможность повышать сборы за паленую продукцию», — предупреждает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.
По словам Вадима Дробиза, по мере подорожания алкоголя население переходит на более дешевую и крепкую продукцию. Водка находится в центре любого праздничного стола, даже несмотря на то, что народные традиции могут быть подвержены сиюминутной моде на «энергетики» и другие широко рекламируемые напитки. Тем не менее государству нельзя дистанцироваться от получения дополнительной прибыли от продажи самого востребованного алкоголя. По словам инвестиционного стратега «БКС Мир инвестиций» Александра Бахтина, вся линейка крепкого алкоголя в этом году может подорожать на 15%.
Как полагает Янин, готовиться к запредельному рывку стоимости спиртного не стоит. «По ряду алкогольных товаров производители ограничат индексацию порогом общего повышения цен, и бутылку «беленькой» можно будет найти за минимальную стоимость», — успокаивает эксперт.
Вместе с тем злоупотребление алкоголем в России является причиной сокращения жизни, снижения рождаемости и ухудшения здоровья детей. Смертность от горячительных напитков уносит в могилу около 400 тыс. россиян в год. По этому показателю наша страна обгоняет развитые государства примерно в 3,5 раза. «Семейным людям с положительным социальным статусом, умирающим от соматических последствий алкоголизма, практически никогда не ставят диагноз зависимости от «зеленого змия», — говорит Янин. — Их диагнозы зачастую маскируют под сердечно-сосудистые заболевания. Таким образом, официальная статистика смертности от алкоголя в нашей стране занижается в разы».
Годовые данные по потреблению крепкого спиртного в нашей стране свидетельствуют, что такая тенденция не меняется. В 2022 году бюджеты разного уровня собираются получить почти 68 млрд рублей от акцизов на крепкий алкоголь. Хроническим пьянством страдают практически 4% российского населения. Любопытно, что на борьбу с алкоголизмом государство тратит примерно столько же средств, сколько рассчитывает заработать на продаже спиртного. «Видимо, здоровье населения поставлено в одну графу с финансовыми поступлениями в бюджет. А смерть одного человека от алкоголя можно внести в перечень статистических ошибок», — полагает эксперт.