Россиянам объяснили, как будет формироваться стоимость авиабилетов

Чем выше спрос, тем дороже

Чем ближе весенне-летний отпускной сезон, тем больше волнений потенциальных отдыхающих: что будет с ценами на авиабилеты. Поводы для волнений есть. Едва авиаотрасль начала отходить от ударов пандемии, как случилось геополитическое обострение. Предварительные потери подсчитать сложно, но уже очевидно: из-за западных санкций у перевозчиков возникли серьезные проблемы и это отразилось на стоимости авиабилетов. Дальнейшая же динамика цен, как утверждают эксперты, в первую очередь будет зависеть от спроса. Сам же спрос зависит от психологического фактора: готовы ли люди летать и платить.

Чем выше спрос, тем дороже

В целом на поддержку авиакомпаний и аэропортов правительство в 2022 году предоставит субсидии в 100 млрд рублей. Это существенная поддержка - для примера, в ковидный 2020-й выделялся 21 млрд рублей.

«Чтобы стабилизировать ситуацию, правительство предоставит в текущем году субсидии аэропортам и авиакомпаниям на частичную компенсацию операционных расходов. В том числе перевозчикам — на оплату труда и социальные отчисления. Для этого выделим 100 миллиардов рублей. Это позволит сохранить профессиональные коллективы, прежде всего — летный и технический персонал», — сообщил недавно премьер-министр Михаил Мишустин.

Есть несколько видов господдержки. Например, на покрытие потерь авиакомпаний от закрытия полетов в ряды аэропортов юга России и другие страны было выделено 19,5 млрд рублей. Авиакомпании предоставили данные по издержкам, сколько денег им пришлось вернуть пассажирам за несостоявшиеся рейсы, а власти приняли решение компенсировать эти потери. Российские перевозчики также будут получать ежемесячные субсидии, исходя из данных пассажирооборота.

Сегодня перевозчики столкнулись с сокращением авиапарка из-за западных санкций, ростом цен на топливо, на запчасти из-за их дефицита. Возникли трудности с логистикой, затратами на содержание и ремонт авиапарка, оплату лизинга самолетов. Все это напрямую влияет на стоимость авиабилетов.

Как объясняет главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров, цены зависят от множества факторов — среди них, курс рубля, стоимость аэропортовых, аэронавигационных сборов, стоимость авиационного керосина и даже бортового питания. Поэтому все прогнозы, которые сейчас строятся, по его словам, это гадание на кофейной гуще. Никто не может предугадать, как будут развиваться события.

«Фактор санкций оказывает существенное влияние на предложение и спрос. Если в другие страны рейсов будет мало, а спрос будет большим, то цены на билеты вырастут. Сейчас, например, подорожали билеты в Стамбул. Почему? Потому что через Стамбул можно улететь в Европу, а количество предложений ограничено. На цены также влияет платежеспособность населения и психологический фактор —ожидание негативного развития экономической ситуации в стране. Люди, в первую очередь, начинают экономить на развлечениях и путешествиях», — отмечает Гусаров.

Получается, если ожидания населения будут негативными, то и спрос не будет высоким. В таком случае может получиться, что и цены на билеты не будут расти столь динамично. На многих популярных туристических направлениях цена зимой может быть в разы ниже, чем летом, когда спрос высокий. Если зимой авиакомпания летает, например, себе в убыток, продает билеты по минимальным ценам и пытается найти хоть каких-то пассажиров, то летом она пытается все эти деньги отбить, чтобы покрыть убытки и дожить до следующего сезона. Динамика стоимости также будет зависеть от направления. Где спрос высокий — там дороже. Плюс, цена билета меняется и от времени вылета. На ночные непопулярные рейсы цена может быть в 1,5 раза меньше, чем на дневной рейс. Также если покупать билеты заранее, получится сэкономить.

«Задача государства не просто покрыть издержки авиакомпаний, но и сделать так, чтобы перевозчики могли стимулировать потребительский спрос», — убежден авиаэксперт. По мнению Гусарова, все равно авиакомпании по итогам этого года получат убытки и только хороший спрос может спасти ситуацию.

«Скорее всего, с учетом политической ситуации в стране, государство будет регулировать цены на авиабилеты, чтобы не допустить их резкого повышения. Условия для отдыха ограничены, но потребность у людей есть. Чтобы возможность для поездок была, цены не должны расти. Если стоимость перелетов резко вырастет, то это вызовет социальное недовольство», — говорит профессор РАНХиГС, эксперт по туризму Галина Дехтярь.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28769 от 21 апреля 2022

Заголовок в газете: Высокие цены высокого полета

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру