Госдума приняла закон о такси: водителям придется сдавать экзамен на знание местности

Службы заказов будут обязаны по запросу предоставлять ФСБ доступ к своим базам данных.

На последнем заседании осенней сессии Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о такси, работа над которым шла восемь лет. С 1 сентября 2023 года самозанятые смогут легально зарабатывать извозом, а власти регионов — устраивать водителям экзамены на знание местных достопримечательностей.

Службы заказов будут обязаны по запросу предоставлять ФСБ доступ к своим базам данных.

Попытки принять какой-то один закон, где были бы прописаны общие для всей страны правила регулирования рынка такси, предпринимались с 2015 года несколько раз. Тот вариант, который приняли 22 декабря, правительство внесло летом 2022 года.

Одно из давно ожидаемых нововведений — легализация права самозанятых заниматься частным извозом в случае заключения договора со службой заказов, то есть агрегатором, работающим в Интернете. Сейчас пока водители такси имеют право либо работать в компаниях, либо быть индивидуальными предпринимателями (ИП).

Чтобы они могли оформляться как самозанятые, требовалось внести изменения в отраслевое законодательство. На то, чтобы это сделать, ушло три года (самозанятость как особый налоговый режим появилась в России в 2019 году).

В каждом регионе после вступления нового закона в силу должны появиться свои реестры перевозчиков (компаний, ИП и самозанятых) и служб заказа легкового такси. Сведения из региональных реестров будут собираться в федеральной государственной информационной системе легковых такси.

Все включенные в реестр перевозчики обязаны иметь разрешение на работу, причем получать его можно только «по месту нахождения (месту жительства)». Действующее давно правило, разрешающее перевозчикам работать только на территории того субъекта РФ, где они получали разрешение, сохраняется. Исключение сделано, как и сейчас, для поездок, начинающихся в одном регионе и заканчивающихся в другом. Работать на территории сразу двух регионов позволено лишь в том случае, если их власти заключат между собой соответствующее соглашение.

Разрешения выдаются бесплатно, юрлицам и ИП — не менее чем на 5 лет, а самозанятым — на любой срок до 5 лет. При определенных обстоятельствах действие разрешения может быть приостановлено (например, при отсутствии полиса ОСАГО). Или даже аннулировано: если полис ОСАГО не появился и после приостановления, если заказ взял один человек, а исполнял на его машине другой, если повторно в течение года водитель брал заказы и работал на территории другого субъекта и т.д. и т.п.

Уже выданные разрешения будут действительны до окончания срока их действия, но не более пяти лет.

Любому желающему стать водителем такси придется получить в МВД справку о наличии (отсутствии) судимости или факте уголовного преследования: перевозить людей гражданам с неснятой или непогашенной судимостью, а также тем, кто привлекается к уголовной ответственности по большому числу статей Уголовного кодекса, будет запрещено. В перечне, среди прочих, и преступления против половой неприкосновенности, и нанесение тяжких телесных повреждений, и преступления против общественной безопасности.

Среди оснований для отказа в разрешении есть и невиданное прежде: работать в такси не дадут, если не пройдешь «аттестацию на знание расположения на территории субъекта РФ объектов транспортной инфраструктуры, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (при наличии), медицинских организаций, объектов образования, спорта, объектов, занимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также путей подъезда к ним, действий в чрезвычайной ситуации, правил перевозки пассажиров и багажа легковым такси».

Кто будет проводить экзамен и составлять к нему вопросы — непонятно. Принятие решения о проведении аттестации отдано на откуп властям регионов. Глава профильного думского Комитета по транспорту Евгений Москвичев («ЕР») объяснил коллегам необходимость подобной меры так: «А то порой едешь, а он (водитель. — «МК») смотрит всё по навигатору даже в маленьких городах и не понимает, какая это улица или что…»

Требования к оформлению машины такси в общем и целом остаются прежними: «шашечки» на боковых поверхностях кузова, «опознавательный фонарь оранжевого цвета» на крыше, покраска автомобиля в утвержденный в данном регионе цвет (цвета)… В салоне обязательно должна быть информация о тарифах и правилах их применения при определении платы за перевозку. Властям Москвы, Петербурга и Севастополя разрешено самим устанавливать минимальный размер тарифа на своей территории.

Службы заказов будут обязаны по запросу предоставлять ФСБ доступ к своим информационным системам и базам данных.

Закон вступит в силу с 1 сентября 2023 года, но некоторые его положения должны заработать лишь с 2025 года. Отсрочено, в частности, требование к службам заказа такси открывать свои филиалы в тех регионах, где в течение пяти дней подряд они обслужили более 4 тысяч заказов. «Все бизнесмены, все службы заказов, все перевозчики это поддержали», — объяснял депутатам г-н Москвичев. По его словам, трудно разрешать конфликтные ситуации, если проблема возникла где-то в провинции, а звонить с претензией приходится в Москву.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28939 от 23 декабря 2022

Заголовок в газете: Таксистов превратят в навигаторов

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру