Выручка крупнейших грузовых авиакомпаний РФ в 2022 году сократилась на 69,2%, до 71,9 млрд рублей, что стало минимумом за 5 лет, пишет РБК.
Автор публикации ссылается на отчетность перевозчиков по Российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ). Сообщается, что в 2021 году они все вместе получили прибыль в размере 59,6 млрд рублей, а в 2022 году — убыток в размере 2,1 млрд рублей.
При этом у пассажирских авиакомпаний ситуация обратная: они за тот же период получили рекордную прибыль в 87,8 млрд рублей, что в 2,8 раза больше, чем в 2021 году.
Впрочем, отмечается, что дело в объемах государственных субсидий: пассажирские перевозчики получили их более чем на 100 млрд рублей, а грузовые — только 2,9 млрд. При этом отмечается, что без государственной помощи пассажирские авиакомпании ушли бы в убыток.
Также указывается, что главной причиной убытков у грузовых авиаперевозчиков стало начало СВО и последовавшие санкции. Для компаний закрыли воздушное пространство, запретили поставки и аренду самолетов, продажу деталей для ремонта, техобслуживание, а также страхование судов и финансовую помощь.
За сокращением бизнеса последовало сокращение перевозок грузов, в том числе почты, на 59,42 %, до 599 тысяч тонн.
Согласно данных Росавиации, грузовые авиаперевозки вернулись на уровень 2001 года. Ударом для отрасли стало то, что Пекин ввел ограничения на полеты самолетов с двойной регистрацией, что привело к частичному закрытию китайского направления.
Часть экспертов полагает, что и в 2023 году грузовые авиакомпании покажут сравнимые с 2022 годом финансовые результаты. Некоторые прогнозируют, что убытки возрастут, поскольку давление на компании продолжается, а расходы на поддержание парка в рабочем состоянии будут увеличиваться.