Теперь, по мнению профессора Финансового университета при Правительстве РФ Александра Сафонова, в выигрыше окажутся все. Дополнительные деньги ветеранам поддержат потребительский спрос. Значит, определенный импульс получит развитие производства. Да и федеральная казна, социальные фонды в накладе тоже не останутся. Увеличатся доходы и отчисления в Социальный фонд от работодателей. Станет богаче и бюджет - пенсионеры со своей зарплаты станут отчислять подоходный налог в 13%. В итоге это даст прибавку экономике примерно в 190 млрд рублей.
На сегодняшний день в России насчитывается около 41 млн пенсионеров. В 2014 году число работающих пожилых людей составляло порядка 15 млн человек. Сегодня их меньше 8 млн. Многие, чтобы не «корячиться» у заводского станка, ушли ради того, чтобы им ежегодно индексировалась пенсия. А еще определенная их часть (точной статистики нет, но, очевидно, имя им легион) ушла трудиться в так называемую теневую или серую зону. Получая зарплату в конвертах и не уплачивая никаких налогов.
Ситуация влетала казне в копеечку. «Речь идет о миллионах людей пенсионного возраста, с зарплат которых не уплачиваются страховые взносы и НДФЛ, - говорит Александр Сафонов. – Но они активно пользуются медицинскими услугами, хотя их отчисления не поступают на ОМС». Есть надежда, что после индексации выплат такая «текучка кадров» прекратится – если не полностью, то хотя бы частично.
- Почему власти отказывали в «разморозке» индексации работающим пенсионерам? Убытки ведь несли и люди, и бюджет…
- Полагаю, что расчеты проводились по краткосрочному сценарию, - рассуждает Сафонов. - Не было комплексного подхода к оценке ситуации. Что называется, надо сэкономить здесь и сейчас, решения принимались с этих позиций. Но не просчитывались долгосрочные риски, в частности, не рассматривалась реакция бизнеса и населения, занятость в «серой зоне», оптимизация посредством развития форм самозанятости. Пользовались упрощенной моделью расчетов.
- Работающие пенсионеры с возобновлением индексации получат дополнительные деньги. Разгонит ли это инфляцию, с которой активно борется Центробанк, повышая ставку?
- В объеме общего потребительского спроса это не такие большие деньги, чтобы оказывать влияние на цены. У нас их динамика связана с совершенно другими факторами. Это общемировые инфляционные процессы, валютный курс рубля, дорогие поставки товаров из-за рубежа. Здесь имеется в виду усложнение порядка взаиморасчетов, сама логистика доставок. Наконец, проблема увеличения государственных расходов, связанная с госзаказом. Если учесть уровень инфляции и рост доходов населения, то мы выйдем в ноль.
- Можно ли спрогнозировать, как теперь изменится рынок труда? Может ли часть пенсионеров, которая в свое время уволилась, вернутся в строй.
- Такого прямого влияния не произойдет. Эта категория уже адаптировалась к своему статусу, вернуть ее на работу очень сложно. Должна быть сильная мотивация. Как показывает практика, длительно незанятый гражданин не особенно горит желанием жить «по заводскому гудку». Люди с невысокими пенсиями привыкли к определенному уровню расходов. Пускай скромным, но достаточным, по их мнению. Кроме того, они имеют дополнительные социальные льготы, и для них переход в новую модель часто не актуален.
- Но она уменьшит желание пожилых уйти в теневую зону, чтобы не платить налоги?
- Однозначно. Хотя нужно иметь в виду, что человеку всегда выгодно работать без уплаты НДФЛ. И работодателю такой специалист удобен, на нем можно экономить фонд оплаты труда, не платя налоги. И без дополнительных мер в сфере контроля за соблюдением трудовых отношений и стимулированием работодателей переходить в «белую зону» ничего не получится.
- Какие опасности могут подстерегать экономику из-за возобновления замороженной индексации?
- Без проведения комплексных мероприятий со стороны правительства по возвращению занятости в легальную сферу наш бюджет рискует получить дополнительные расходы. Без компенсации доходов, о которых мы говорим. Вот эти вопросы должный быть на постоянном контроле.