Из 126 тыс. россиян, занятых в гражданской авиации, заявлены на сокращение или уже уволены 10,5 тыс. чел. Вчера на коллегии Росавиации замглавы ведомства Олег Клим подсластил пилюлю: из них уже вновь трудоустроены 2,3 тыс. чел.
Но президент профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук не считает, что этот показатель объективно отражает положение дел в отрасли.
— Уволено 1,2 тыс. пилотов, половина из них спешно ушли на пенсию. А из 570 вновь трудоустроенных членов экипажей 270 опять оказались на улице.
Чтобы хоть как-то стимулировать компании покупать новые самолеты, ранее правительство ввело таможенные льготы для иностранных судов без пробега по воздушному пространству. Благие намерения вымостили дорогу в бюрократический ад.
— То по массе судна вопросы у таможни возникают, то по стоимости, и так уже месяца два! — горячился глава одной из авиакомпаний Андрей Мартиросов. Хотя смысла покупать новую технику у многих компаний и так нет. В январе-апреле пассажироперевозки сократились на 23% по сравнению с тем же периодом благополучного 2008-го. Но и в этой непростой ситуации находятся желающие добавить авиакомпаниям свои «пять копеек».
— Я всего 17 дней как гендиректор компании, а меня уже два раза пыталась допросить прокуратура, а на столе лежит от нее два запроса и три распоряжения!, — негодовал участник коллегии Владимир Объедков. Его коллега, руководитель другого перевозчика Ольга Плешакова поделилась наблюдениями: им приходит по три запроса из транспортной прокуратуры в день, из серии «как у вас обстоят дела с соблюдением прав беременных на рейсах» и «почему вы пишете в билетах имена пассажиров на английском языке». Держит слово «не терзать проверками» только налоговая служба.
Зато Плешакова, как единственная женщина на коллегии, нашла в кризиса хоть что-то хорошее. С ценами на топливо стало полегче: скандалы с монополистами-заправщиками дали о себе знать. Да и аэропорты теперь дипломатичнее.
— До кризиса спрашиваю директора одного аэропорта: а как бы к вам полетать? Отвечает: костьми лягу, а вас у нас не будет. Теперь сами идут, да еще и с губернаторами.
Любопытно, что выступавшие главы компаний (правда, крупных) головы пеплом не посыпали, некоторые даже надеялись закрыть год в мизерном, но плюсе. Зам. министра транспорта РФ Валерий Окулов оптимизму удивился. Эйфорию «тучных лет» он обвинил в том, что компании «сметали что попало на рынке техники и труда», и поэтому отрасль подошла к кризису с «драматическим снижением норм безопасности». Досталось и таможенным мерам (их замминистра назвал «издевательством регулирующих органов»), и идее с переобучением штурманов и техников на пилотов коммерческой авиации. Российские гражданские ВУЗы заломили за науку такую цену, что свежеиспеченным летчикам проще сразу давать золотой диплом.
— 90 тысяч долларов! В Германии дешевле с нуля пилота подготовить! — неожиданно рявкнул Окулов, до этого сохранявший спокойный темп речи. Потом, правда, снизил тон, и заявил, что надо дотировать не авиакомпании, а аэропорты, чтобы они от «незагруза» не накручивали сборы.
А к журналистам экс-глава самой известной авиакомпании России и вовсе вышел с улыбкой. И пообещал, что даже если кризис и подкосит одну отдельно взятую авиакомпанию, ее пассажиры застрахованы от многосуточных бдений на аэровокзале, в отличие от клиентов «Эйр Юнион» в прошлом году. В госбюджете заложено 5 млрд. руб., чтобы рассчитываться с перевозчиками, берущими «кинутых» людей на свои рейсы. Такая же сумма в следующем году отправится на субсидирование дальневосточных перевозок, причем не только в Европейскую часть России, но и внутрирегиональных. Ведь сейчас из Хабаровска дешевле долететь до Москвы, чем до Новосибирска.
— Министерство транспорта России (Минтранс) не ожидает системных сбоев в авиаотрасли, — подытожил он.