Алкоголь станет бессистемным

Что и почем будут пить россияне, если отменят ЕГАИС?

Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), внедрение которой заставило страну перенести пару алкогольных кризисов, может приказать долго жить. В необходимости ее дальнейшей работы усомнился президент Дмитрий Медведев.

Два кризиса за один год

Суть не к ночи помянутой ЕГАИС изначально истолковывалась предельно просто: учесть каждую каплю спирта, произведенного в стране. Предприятия должны были оснаститься электронными счетчиками, имеющими выход в интернет и связь с сервером Федеральной налоговой службы. Счетчики — снимать данные о том, сколько сошло с конвейера того или иного продукта, налоговики, соответственно, быть в курсе всего и “складировать” информацию. Плюс — любой контролер, зашедший в магазин, по идее (но только по идее), мог считать штрих-код с бутылки и понять, откуда она прибыла, когда выпущена и т.д. Но все оказалось не так легко.  

Вся эта история, придуманная и подхваченная сразу несколькими ведомствами (теперь уже и автора толком не найдешь) — Минфин, МЭРТ, ФНС, ФСБ (а также другие “заинтересованные” организации), — началась в 2005 году. Внедрение ЕГАИС сопровождалось шумом с “баррикад” водочников. Выдача специальных акцизных марок (как раз под штрих-код) производилась с большой задержкой (ведомства наперегонки придумывали новые требования к информации на ней).

 Кончилось все тем, что спустя некоторое время после празднования Нового, 2006 года “МК” вышел с “шапкой”: “На сегодняшний день в стране произведено 0 литров алкоголя”. Второй кризис случился в июле, когда все должно было заработать. И, может быть, заработало бы, но серверы не справлялись с объемом информации. И дело даже не в их немощности. Так, на Москву был установлен всего один сервер (для справки: через столицу проходит до 30% всего алкоголя страны), который повесил систему намертво. Торговля, в том числе и импортным градусом, встала. Россияне вспоминали антиалкогольную кампанию Горбачева и подумывали о самогоне. А магазины-счастливчики, у кого по какому-то невероятному стечению обстоятельств было спиртное, зазывали посетителей рекламой: “Заходите к нам, у нас есть вино”.

Посчитали — прослезились

В процессе работы ЕГАИС выявлялись все новые и новые проблемы. Программное обеспечение не дружило одно с другим, кое-где отказывалось работать оборудование. К примеру, на заводах, производящих сладкие крепленые вина и настойки, счетчики просто-напросто залипали. Как нетрудно догадаться, все это сопровождалось постоянной необходимостью что-то поменять и докупить. Убытки производителей подсчитать трудно. Эксперты утверждают, что прямых — 500 млн. рублей. Сами “алкогольщики” говорят про 500 млн. долларов (вероятно, с учетом простоя предприятий и недополученной прибыли).  

На прошлой неделе президент Дмитрий Медведев, встречаясь с предпринимателями, заявил, что еще до введения этой системы у него была “полная уверенность, что это ничего не даст”: “К сожалению, так оно и произошло. Мы, может быть, и не сильно навредили, но мы создали систему, которая не работает. И это повод призадуматься”. Спорить с президентом осмелится не каждый. Да и смысл? За три года своей работы ЕГАИС не выявила ни одной левой бутылки. Вот только огромная армия алкогольных производителей с “отлипшими счетчиками” теперь опять не знает, что ей делать.  

— Мало того что нас постоянно раскручивали на деньги. Не хватало то одного, то другого. Так, в прошлом году на замену программного обеспечения то же государство помогло нам 400 млн. рублей. Их тоже не жалко? — рассказал “МК” один из производителей. Кстати, по уверению руководителя Центра разработки национальной алкогольной политики Павла Шапкина, этим программным обеспечением уже оснащено до 90% всех предприятий. Но Шапкин не удивляется заявлениям властей: “Следуя логике истории введения ЕГАИС, самое время ее отменять”.  

Шутки шутками, а что теперь со всем этим делать, не знает никто. К примеру, зачем нужны все специальные акцизные марки, которых в год печатается 7,5 млрд. штук? Как сказал “МК” один из участников рынка: “Куда теперь девать все это дорогущее оборудование? Кому нужно это штрих-кодирование? Может, это послание инопланетянам, если они прилетят к нам бухать? Похоже, что они нам после таких решений достойная компания”.

Кто за все ответит?

Эксперты доказали: в условиях кризиса россияне все больше денег тратят на алкоголь. Дело даже не в том, что хочется залить мировое финансовое горе чем-нибудь покрепче. “Благодаря” тому, что цены растут, а зарплата снижается, среднестатистический соотечественник стал расходовать на крепкое спиртное вместо докризисных 11% своего дохода все 15% и даже более. По подсчетам специалистов Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, россиянин ежегодно приобретает 14,3 л водки, коньяка и другого крепкого алкоголя, 6 л вина, 2,8 л слабоалкогольных напитков, 81 л пива — всего 11,2 литра чистого легального алкоголя. И, судя по динамике последних лет, меньше пить никто не собирается.  

Интересно, что на вопрос “МК” все опрошенные эксперты алкогольного рынка хором утверждали, что отмена ЕГАИС не приведет к удорожанию “градуса”. Дескать, все деньги, затраченные производителями в процессе внедрения “чудо-системы”, давным-давно отбиты. Но можно посмотреть на проблему с другой стороны. Если разобраться, то ЕГАИС на сегодняшний день, по сути, единственный контролер на алкогольном пространстве. Созданная правительством Федеральная служба по контролю за рынком алкоголя больше похожа на фантом. С момента появления на свет о ее деятельности не слышно ничего. Не говоря уже о каких-то отчетах о состоянии отрасли и рынка (за нее это делают независимые сообщества алкогольных производителей). В таком случае выходом из ситуации не назовешь и принятую во многих странах госмонополию на алкоголь. Потому как основой для нее все равно должна стать некая госкомпания.  

Но страшнее другое. Государство не может допустить бесконтрольного оборота алкоголя на рынке. По оценкам аналитиков, на сегодняшний день 50% всего продаваемого в России спиртного — левое. И отмени все степени защиты, а акцизная марка под ЕГАИС все же худо-бедно является таковой, мы получим повторение 90-х. Когда россияне выпили сотни тысяч литров “псевдоабсолюта” и тому подобных напитков. И статистика смертности от отравлений, которая в последние два года несколько поубавилась, может снова поднять свои страшные показатели. Вот тогда власти снова схватятся за голову. И, кто знает, придумают систему понавороченней ЕГАИС. На разработку которой снова пойдут бюджетные миллионы. Будет ли она дружить с оборудованием на заводах, которое, как нетрудно догадаться, производители каждый год не меняют? Скорее всего нет. А производители алкоголя не благотворители. И захотят снова отбить деньги. Что они и сделают. А мы заплатим. Потому вопрос, подорожает ли спиртное, остается открытым.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру