Край дошел до края

И ждет, какое решение примет президент по кандидатуре губернатора

До 26 июня кандидатура будущего губернатора Алтайского края должна быть внесена президентом РФ на утверждение регионального парламента. Полномочия действующего губернатора Александра Богдановича Карлина истекают в августе.

Полпред президента в Сибирском Федеральном округе Анатолий Квашнин выдвинул двух кандидатов на это место. Один из них — нынешний глава региона. Интригу сюжету придает то, что недавно Медведев не одобрил выбор Квашнина по Иркутской области. И что край сейчас бедствует. Впрочем, вопрос касается не только политики.

На днях жители небольшого городка Пикалево под Санкт-Петербургом уже выходили перекрывать федеральные трассы. Но этот протест может показаться детской возней в песочнице по сравнению с тем, если поднимется население субъекта Федерации, в котором проживает около двух с половиной миллионов человек. А это неминуемо случится, если экономическая политика администрации края продолжится в том же направлении, в котором она реализуется до сих пор.

Справка "МК"

Этот относительно небольшой по территории регион России имеет самую большую площадь зернового поля — 3,8 млн. га. Из 2496776 постоянных жителей края (по данным Росстата на 1 января 2009 г.) 1341238 проживает в городах, а 1155538 человек относятся к сельскому населению. Самые крупные города региона Барнаул (649 тыс. чел.), Бийск (230 тыс.), Рубцовск (157 тыс.) и Новоалтайск (74 тыс.) имеют развитую обрабатывающую промышленность.

Вернее, если говорить про настоящее время, то не имеют, а имели. Некогда гордость края — Алтайский тракторный завод (ныне “Алттрак”) перестал влачить даже жалкое существование. В советские времена тут выпускали до 30 тысяч машин в год, а на заводе работало более 20 тысяч человек. Сейчас на заводе числится чуть более 3 тысяч работников, из которых еще недавно более 2800 подлежало сокращению, если предприятие не получит крупный заказ. По последним непроверенным данным, увольнять решили полторы тысячи, но остальным от этого вовсе не легче. Уволенные смогут хотя бы встать на биржу труда, чтобы получать пособие. И им станут завидовать оставленные на работе. Потому что зарплату на заводе люди не видели уже не один месяц.

Интересно, что “Алттрак” уже проходил процедуру банкротства в 2007—2008 гг., но прошлой осенью все же смог запустить конвейер. И за три последних месяца 2008-го завод смог собрать 120 трелевочных и 21 сельскохозяйственный трактор. В этом году за первый квартал на “Алттраке” сделали только 12 трелевочных тракторов. В конце мая к ним приплюсовали еще 8.

Не может быть такого в аграрном крае, который, как на днях заявил губернатор Карлин, дает России каждую восьмую тонну муки и каждую четвертую тонну крупы. Ведь на полях должна работать техника — тракторы, комбайны. На чем-то ведь надо сеять, на чем-то убирать урожай.

Техника и работает. Производства Германии, Белоруссии, КНР. Да мало ли стран, где делают тракторы. Только вот в Рубцовске их перестали делать. Это выглядит на первый взгляд смешным, но это настоящая трагедия — даже внутренние перевозки грузов на тракторном заводе осуществляют не на своих тракторах, а на китайских.

Логика перевернута. Впрочем, не только на этой бывшей гордости тракторостроения. А очень во многих экономических сферах региона. Как, скажите, какой логикой можно объяснить тот факт, что в аграрном крае не просто инфляция, а цены на продовольствие растут более высокими, чем в соседних индустриальных регионах, темпами? За 4 месяца 2009-го в Кемеровской области цены на продукты выросли на 5,2%, в Новосибирской — на 4,8%, а в Алтайском крае — на все 6%. Опережающими темпами по сравнению со всей Россией и с Сибирским Федеральным округом поднимается в крае и инфляция.

И все это накладывается на необычайно низкий для округа уровень доходов граждан. За первые 2 месяца 2009-го среднемесячная зарплата в крае составила 9915,3 рубля. Это не просто хуже всех в округе. Это шестое от хвоста место по всей России. Меньше зарплата только в некоторых республиках Северного Кавказа — Дагестане, Ингушетии, Карачаево-Черкессии, Северной Осетии-Алании. И в Калмыкии. Даже в послевоенной Чечне люди получают больше. Но и это не самое плохое. Динамика средней зарплаты в регионе за первый квартал отрицательная. В январе — почти 10 200 рублей, в феврале — чуть более 9 600, в марте, по сообщению краевого статуправления, — 10 015. Если наложить эти номинально начисленные деньги на девальвацию рубля, то становится понятно, почему даже имеющие работу жители края нанимаются в батраки к хозяевам-плантаторам из Узбекистана и Китая за 100—120 рублей в день.

Еще, кстати, и потому, что задерживают выплаты не только работникам “Алттрака”, но и десяткам других предприятий. Рост задолженности по зарплате в крае опережает и краевые, и общероссийские темпы (см. табл.).

Причем в крае и по стране динамика в этой сфере противоположная. Если по России в целом и по Сибирскому Федеральному округу максимальное количество не получивших свои деньги людей было зафиксировано на 1 апреля, а к маю пошло снижение, то в Алтайском крае не просто число таких “работников не за деньги” росло гораздо более быстрыми темпами, но и продолжает увеличиваться. На 1 января долги по зарплате были перед 5 366 работниками, на 1 апреля — уже перед 13 906, а к 1 мая кредиторами своих работодателей в крае стали 14 452 человека. Люди реально перешли в стадию не жизни, а выживания. Не зря же в самом зажиточном городе региона, столице края Барнауле, с конца прошлого года к началу весны количество ломбардов увеличилось на 30% — с 48 до 68. В других населенных пунктах, видимо, закладывать населению уже нечего. А на селе (не забудем, гордость края и губернатора — АПК) люди усиленно режут крупный рогатый скот. И не бычков, выращиваемых на мясо, а молочных коров. По сообщениям местных СМИ, со 2-го февраля количество коров в крае снизилось более чем на 3 тысячи голов. Держать их не стало ни сил, ни денег. Из кормилицы, какой корова была при закупочной цене литра молока в прошлом году 12 рублей, она превратилась в хомут на шее. Ведь сейчас молоко у крестьян уже покупают за 5—5,2 рубля.

Удивительно, но краевая администрация предпочитает не фокусировать свое внимание на таких “мелочах”. А реализует масштабные проекты. Такие, как, например, “Сибирская монета” (игровой зоны). Впрочем, и тут не то что на деле, но и на бумаге почти ничего не делается. Проекты, которые администрация выставляет как свои достижения, были реализованы еще при прежних губернаторах — Сурикове, Евдокимове. А то, за что взялась теперешняя краевая власть, даже на бумаге существует в виде благих намерений. Администрации Карлина удалось до конца реализовать только одну программу — создание на бюджетные региональные деньги телеканала “Катунь 24”, восхваляющего губернатора и его команду и вызывающего изжогу у многих жителей края. Увы, но хороший и честный прокурор и эффективный антикризисный менеджер — профессии разные.

Похоже, сейчас стране и регионам нужны не губернаторы-чиновники и партийные функционеры, а губернаторы-экономисты, эффективные антикризисные менеджеры, способные обеспечить прекращение спада и переход к развитию. Край ждет, какое решение примет президент.

Долги по зарплате (млн. рублей)

На 1 январяНа 1 апреляРост в %
РФ в целом4 673,7328 754,63987,3%
СибФО1 220,781 896,35155,3
Алтайский край92,964201,797117% (почти 2,2 раза)

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру