В офисах подкормят планктон

Работодатели готовятся к повышению зарплат и новым увольнениям

тестовый баннер под заглавное изображение

Из положительных ноток, которые углядело в нашей экономике правительство, мелодия пока не получается. Предприятия пугают увеличением реальной и скрытой безработицы, а также снижением доходов рабочей силы. А вот для офисных обитателей забрезжил свет в конце тоннеля: работодатели собираются “подкормить” так называемый “планктон”. 10% — на столько в среднем вырастут зарплаты “белых воротничков” в следующем году.

“Выход из кризиса — дело муторное”

— У правительства свои прогнозы, и у нас — свои, — пожимает плечами представитель легкой промышленности. — Говорят, у реального сектора появились оборотные средства и что банки выдают нам нормальные кредиты. Но мы пока слышим это лишь по телевизору и зарплаты повышать не собираемся.  

Львиная доля предприятий, как уже писал “МК”, сообщила профсоюзам о грядущем снижении зарплат и сокращениях. А что происходит в “нереальном” секторе экономики?  

В начале кризиса “белые” и “синие воротнички” вылетали с насиженных мест и теряли доходы практически на равных. Но теперь в более выгодном положении окажутся офисные работники. Как выяснила международная аудиторская компания Ernst & Young, более половины руководителей планируют в следующем году повысить своим сотрудникам зарплаты. Правда, ждать манны небесной “офисному планктону” не стоит — в среднем размер повышения составит 10%. Это едва покроет даже прогнозируемую инфляцию. Но все-таки уже кое-что. Что характерно, такие же средние прибавки предсказали и российские кадровые агентства, исходя из данных опросов руководства компаний.  

За все это стоит благодарить не столько наступившую стабилизацию, сколько тот факт, что ранее работодатели на волне негативных новостей перестраховались. Слишком активно сокращали кадры, а “выжившим” — слишком туго затянули пояса. “Выход из кризиса — дело муторное и долгое, мы не верим, что выпрыгнем на раз-два, — объясняет топ-менеджер компании финансового сектора Алексей Липатов. — Все дело в том, что кадровый состав мы уже оптимизировали донельзя, и у оставшихся сотрудников лимит терпения исчерпан. Честно говоря, кадры, наслушавшись новостей о стабилизации, приперли нас к стенке. Возвращайте часть урезанных доходов, верните премии. Задачей стало людей просто удержать. Поэтому, образно говоря, мы бросаем им кость — то есть прибавки. И мало кто задумается, что это лишь компенсация инфляции”.

Кого сократить, найдут

То, что и непроизводственный сектор не очень-то верит в скорый выход из кризиса, доказывают еще одни данные исследования Ernst & Young. 25% работодателей собираются набирать персонал, однако 15% — сокращать. Средний уровень увольнения персонала составит около 10%.  

Такая психология работодателей объясняется легко: стоит ли рисковать и набирать кадры, если о выходе из кризиса вилами на воде писано? Обжегшись на молоке, дуют на воду. “Набирать новых сотрудников смысла не вижу, хотя продажи кое-как, но растут, — говорит владелец фирмы, торгующей средствами связи, Андрей Прохоров. — После того как прошли хлебные времена, стало понятно: в фирме трудились реально лишние люди. Мы избавились от относительно неэффективных кадров, и чистка пошла на пользу. Даже если все будет тип-топ, нынешние сотрудники справятся”.  

Не только работодатели, но и эксперты считают, что прежнее повышение зарплат на 27—28% в год и разбухание штатов надувало своего рода финансовый пузырь. В 2007—2008 годах работники, например, финансового сектора увеличивали свою стоимость и на 100% в год. Производительность труда упала ниже плинтуса. Статистика свидетельствует, что зарплаты начиная с 2000 года росли примерно в два раза быстрее, чем производительность труда. Так что кризисные явления стали своего рода санитарами леса. То есть рынка труда.  

Однако сокращенным, а также неопытным работникам от этого, конечно, не легче. В кадровых агентствах подметили: выпускники престижных вузов теперь зачастую соглашаются работать за “спасибо”. Вернее, за запись в трудовой книжке. В лучшем случае они могут рассчитывать на 20—40% от заработка, который достается работникам с опытом, говорят рекрутеры. С подобными условиями вынуждены были согласиться в первую очередь те, кто получил знания в сфере консалтинга, маркетинга, архитектуры, строительства, пиара и социологии. В этот список вошли и юристы, и экономисты, которых по традиции “как собак нерезаных”.

За бюджетников вступится Счетная палата

Заявления о стабилизации и росте нефтяных цен должны были, по идее, изменить судьбу доходов бюджетников. Напомним: сначала министр финансов Алексей Кудрин, а затем и вице-премьер Александр Жуков заявили, что никакой индексации им в будущем году ждать не следует. Но сейчас, как говорит премьер Владимир Путин, “экономический горизонт светлеет”. Логично после таких заявлений ждать и пересмотра вопроса о зарплатах бюджетников. Иначе эта тьма народу из-за инфляции за два года “неиндексации” может потерять порядка трети реальных доходов. Бюджетники и их семьи — это порядка 60 млн. человек.  

Однако чиновники пока на этот счет не чешутся. Замолвить за бюджетников слово обещал пока только глава Счетной палаты Сергей Степашин. На днях он заявил, что предложит Госдуме все-таки провести индексацию в 2010 году. И если не всем, то хотя бы “наименее обеспеченной части” бюджетников. Степашин собирается использовать, в частности, нефтяные аргументы: правительство в своих расчетах заложило цену в 58 долларов за баррель, а в реальности цена достигла 70 “зеленых”. И поползновений вниз не проявляет. Правда, в счастливый исход верится с трудом: на компенсацию роста цен поиздержавшемуся кабинету министров придется выкраивать ни много ни мало 370 млрд. рублей.

КСТАТИ

Реальные располагаемые доходы населения (с поправкой на инфляцию) снизятся по итогам года на 4,1% по сравнению с прошлым годом. Реальная зарплата упадет на 4,6%. Такие цифры Минэкономразвития представило в правительство.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру