Строительные приоритеты

Мэрия Москвы сделала ставку на бизнес-инкубаторы

Программу по строительству нежилых помещений для малого бизнеса удалось выполнить силами застройщиков: основная часть площадей, переданных субъектам малого предпринимательства в 2004—2008 гг., расположена на первых этажах жилых домов и в реконструированных инвесторами объектах торговли. Однако с началом кризиса бум на рынке недвижимости закончился, и теперь вся ответственность за дальнейшую реализацию программы ляжет на плечи города.

Столичные власти не скрывают: до 2008 года городская программа по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями осуществлялась в основном за счет инвесторов. Они вложили в строительство новых площадей 7,2 млрд. руб. против 905 млн. бюджетных средств. Впрочем, частный бизнес финансировал программу опосредованно — через создание более прибыльных объектов недвижимости. В материалах Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства (ДПРМСП), представленных на заседание правительства Москвы, отмечается, что 2,3 млн. кв. м площадей для малого бизнеса были введены за счет нежилых помещений, расположенных на первых этажах жилых домов, и реконструкции объектов торговли.  

Всего с 2004 по 2008 год было построено 2,7 млн. кв. м недвижимости — то есть на долю объектов городского уровня пришлось немногим более 438 тыс. кв. м. В 2005 году город самостоятельно профинансировал строительство многофункционального делового центра “Марьино” (ЮВАО), в 2006-м — первую очередь технопарка в Строгине (СЗАО) и производственно-технологической зоны на базе ОАО “Метромаш” (ВАО), в 2008-м — вторую очередь строгинского технопарка и Центр развития предпринимательства Зеленоградского округа (на условия софинансирования из федерального бюджета).  

По словам заместителя руководителя ДПРМСП Ильи Власова, горадминистрация не смогла полностью выполнить свои обязательства перед малым бизнесом по целому ряду причин, основными из которых являются недостаток бюджетных средств, а также корректировка адресного перечня земельных участков, на которых планировалось строительство специализированных объектов. “Под другие цели было передано свыше 20% выделенных участков”, — посетовал Власов. Проблему дефицита средств ДПРМСП предлагал решить за счет введения новой схемы финансирования объектов малого бизнеса.

 Предполагалось, что малые предприятия будут объединяться в “пулы” и совместными усилиями строить крупные городские объекты, которые город обеспечит градостроительной документацией и энергетическими мощностями. Таким образом, чиновники рассчитывали реализовать на практике систему частно-государственного партнерства, однако существенного развития эта идея не получила.
В 2008 году правительство Москвы приняло постановление (417-ПП), согласно которому земельные участки под объекты капитального строительства могут предоставляться инвесторам только на торгах, проходящих в форме земельных аукционов. “В результате принятого решения Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства столкнулся с невозможностью обеспечить передачу участков из адресного перечня малым предприятиям, так как форма аукциона не предусматривает ограничения по составу участников. Кроме того, на земельные аукционы можно выставлять только незастроенные участки и участки без обременений, а таковых в нашем списке немного”, — сообщил Илья Власов. Даже те площадки, которые уже были выделены “пулам” предпринимателей, теперь приходится отбирать, так как их передача противоречит федеральному и городскому законодательству.  

ДПРМСП рассчитывает на изменение порядка предоставления земельных участков, в частности, на введение системы специализированных аукционов для субъектов малого предпринимательства (по аналогии со спецторгами по аренде городского имущества). “В целях оказания государственной имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства при определении стартовых условий проведения торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельного участка устанавливать стартовую цену на уровне ставки земельного налога за соответствующий земельный участок”, — говорится в тексте поправок, которые департамент предлагает внести в “Городскую целевую программу развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Москве на 2010—2012 гг.”.  

Мэр Москвы Юрий Лужков в свою очередь заявил, что в сегменте недвижимости, создаваемой для малого бизнеса, город однозначно поддержит два типа проектов — бизнес-инкубаторы, задача которых помочь становлению начинающих предприятий, и технопарки с максимальным количеством производственных площадей. “Технопарки должны строиться на условиях частно-государственного партнерства, и для этого в Москве необходимо разработать отдельную программу”, — подчеркнул мэр.

 Создание бизнес-инкубаторов, по его мнению, является задачей городской власти, поэтому финансирование этих проектов в ближайшие три года возьмет на себя столичный бюджет. Лужков подчеркнул, что в перспективе бизнес-инкубаторы должны появиться в большинстве московских районов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру