Российские аптеки довели до предела

Законодательно ограниченные цены на лекарства могут оказаться выше свободных рыночных

Законодательно ограниченные цены на лекарства могут оказаться выше свободных рыночных
Графика Ивана Скрипалева.
В конце прошлой недели руководство всех столичных аптек стояло на ушах. “Не трогайте нас сейчас! — буквально с порога закричала заведующая аптекой на Пресненском Валу. — И без вас головной боли хватает!” Сняла одной рукой трубку телефона, а другой начала перелистывать массивный перечень предельных цен на жизненно важные лекарства (ЖНВЛС). Аптекам приходится буквально вручную сверять свои цены на 5769 наименований лекарств из перечня ЖНВЛС с зарегистрированными предельно допустимыми. По наблюдениям фармацевтов, новые цены снизились. По прогнозам “МК”, они еще могут вырасти покруче, чем в конце прошлого года.  

В другой аптеке, сетевой, директор пригласила нас в свой кабинет. Картина все та же: на столе — перечень ЖНВЛС, по толщине напоминающий “Капитал” Маркса. И те же телефонные переговоры, во время которых дата 1 апреля не перестает сходить с уст в разных интерпретациях. Правда, этой аптеке повезло — у нее хорошее компьютерное оснащение. Поэтому цены на поступающие препараты из ЖНВЛС можно сверить с предельными в электронном виде.  

— Не знаю, как в других аптеках, а у нас в сети цены сейчас снизились. И они гораздо ниже предельно допустимых, потому что мы работаем для клиентов и устраиваем различные акции, — похвасталась директор.  

Слова были тут же подтверждены примерами. Арбидол (100 мг, 10 таблеток) сейчас здесь стоит 160 рублей. В январе, когда цены везде были взвинчены, такая же упаковка обошлась бы в 212 рублей. При этом сейчас зарегистрированная максимальная розничная цена на этот препарат — 217 рублей 35 копеек. То есть даже выше, чем в период максимального подъема цен! Это означает, что любая аптека сейчас может продавать его дороже, чем он стоил во время истерии по поводу свиного гриппа.    

Следующий популярный препарат — сумамед (500 мг, 3 таблетки). В этой аптеке его продают по 377 рублей, в январе он стоил здесь же 407 рублей, а в октябре — 469,7 рубля. Сейчас максимальная разрешенная цена для него определена в... 600 рублей 89 копеек — выше, чем была в период пика подъема цен на лекарства! Кларитин теперь можно продавать максимум по 267,42 руб. В посещенной нами аптеке он сейчас стоит 195 рублей, а в январе стоил здесь 253 рубля — меньше, чем определенная для него сейчас максимальная розничная цена...  

Все сотрудники аптек говорили единодушно: цены на жизненно важные лекарства в целом падают. Однако, подтягиваясь до предельных, могут еще вырасти. Радует лишь то, что в течение года выше предельно допустимых цен они стоить уже не будут.  

— Розница считает убытки, — тем временем говорит “МК” директор Ассоциации аптечных сетей Елена Неволина. — Все проводят переоценку. Выясняется, что ряд производителей зарегистрировал цены ниже тех, что были во время поставок января—марта. И по ряду препаратов снижение цен довольно существенное.  

— Цены не опустятся, цель власти была обуздать их рост, — опускает мечтателей с небес на землю ведущий аналитик Центра маркетинговых исследований “Фармэксперт” Давид Мелик-Гусейнов. — Действия, которые сейчас реализуются, направлены не на сверхсрочную перспективу, а на то, чтобы в обозримом будущем не допустить нового гиперскачка цен. Доля ЖНВЛС в ассортименте аптек всего 30%, основной объем этих лекарств отпускается в рамках госпрограмм, так что государство прежде всего хочет оптимизировать собственные расходы. Есть риск, что цены на ЖНВЛС-продукцию несколько подрастут, но вряд ли сильно.  

Как сообщили в Минздравсоцразвития, к 31 марта производителями заявлено 6018 цен на лекарства, из них зарегистрировано 5769. В перечень ЖНВЛС входит 500 международных непатентованных названий (МНН) препаратов, то есть химических формул, что составляет 2 тысячи торговых наименований, или более 5,5 тыс. лекарственных форм. “По МНН у нас зарегистрированы цены на 98%. Это означает, что после 1 апреля, когда по законодательству будут запрещены к обороту жизненно важные препараты, цены по которым не зарегистрированы, дефицита с препаратами этого перечня быть не должно”, — уверена министр Татьяна Голикова. По ее словам, министерство будет следить за ценами и не из списка ЖНВЛС, “чтобы не допустить резкого скачка цен и снижения их доступности для покупателей”. Ведь сейчас эксперты прогнозируют, что именно на эти лекарства цены могут вырасти (всего в России зарегистрировано около 17 тысяч лекарств).

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру