Бог шельфы метит

Экологи предупреждают о риске разливов нефти в России

Экологи предупреждают о риске разливов нефти в России

Аварии, подобные разливу нефти в Мексиканском разливе, могут повториться и на территории России, предупреждают экологи. Главная зона риска — Арктика, ведь технологий ликвидации подобных аварий в условиях ледовой обстановки просто не существует. Ряд экологов собирается призывать к отказу от глубоководного бурения.

До 20 млрд. долларов, по оценкам экологов, будет стоить ликвидация последствий аварии на нефтяной платформе компании ВР. Но главное — это не финансовые проблемы нефтяников и турбизнеса во Флориде, считает руководитель программы по экологической политике в нефтегазовом секторе российского отделения WWF (Всемирного фонда дикой природы) Алексей Книжников. По его словам, в Мексиканском заливе пострадают до 40 видов морских млекопитающих. “Только недавно покинувший Красную книгу США коричневый пеликан может вновь в нее вернуться, поскольку в районе загрязнения находится его основная зона гнездования”, — приводит пример эколог. Нефть лишает возможности птиц летать и ведет к массовому отравлению — при попытке очистить себя от нефти птицы заглатывают ее. Та же судьба, по прогнозу WWF России, ждет и морских млекопитающих, особенно дельфинов. Для рыбы же разлив нефти опасен массовой гибелью мальков и планктона, то есть кормовой базы.  


Нефть, хлещущую из скважины, удастся остановить в течение трех месяцев, однако следы этой катастрофы человечество будет “заметать” десятки лет, говорит Книжников. Так, после сравнимой по масштабу аварии на Аляске мы находим разлитую 20 лет назад нефть и до сих пор. 

Удастся ли научиться на чужих ошибках и не допустить подобных катастроф на территории России, где планируется масштабное глубоководное бурение? Нефтяные компании предпочитают не разоряться на экспертизу возможных рисков, говорит завлабораторией моделирования состояния морской среды Государственного океанографического института Росгидромета Сергей Овсиенко. Вскоре, по его словам, глубоководное бурение начнется на Каспии, напоминает эксперт. Это одна из проблемных точек.  

Другие зоны риска, которые называют экологи и ученые, — шельф Сахалина, камчатский шельф, Охотское, Баренцево, Балтийское моря, трубопровод “Северный поток”, на котором тоже возможны протечки, а также Нижнее Поволжье (здесь при протечке нефти может рвануть сероводород). Как бороться с разливом в Арктике, вообще никто не знает, утверждает эколог Дмитрий Аксенов. Предотвратить катастрофу во льдах тоже сложнее: в частности, космический мониторинг может быть сильно затруднен. “Прежде чем запускать глубоководное бурение, надо продумать технологии ликвидации аварий”, — предупреждает эколог. Иначе — ставить вопрос о моратории на такой вид бурения.  

Дело не только в отсутствии технологий: аварии могут быть связаны и с изношенностью оборудования. Этот риск существует в Пермском крае и Республике Коми, предупреждает глава энергетического отдела российского отделения “Гринпис” Владимир Чупров. “В Якутии — это вопрос времени, — считает эколог, — там установлено оборудование, не предназначенное для работы в условиях холода…”
Татьяна ЗАМАХИНА.
 
ЭКСПЕРТ “МК”

Геннадий ШМАЛЬ, президент Союза нефтегазопромышленников:  

Мы должны учесть печальный опыт и сделать так, чтобы подобное не смогло повториться ни на одном из наших промыслов. Наши платформы на шельфах вполне надежны. Их немного, и на большинстве из них (“Сахалин-1” и “Сахалин-2”) работают консорциумы, в которые входят иностранные компании: в одном случае это “Шелл” и японские фирмы, в другом “Эксон” и другие. То есть те компании, которые имеют достаточно большой опыт работы. На севере Сахалина работает “Сахалинморнефтегаз”, которая является дочерней компанией “Роснефти”. Что касается той установки, которая работает на Балтике и принадлежит “Лукойлу”, то, по оценке всех специалистов, она сделана очень экологически надежно и говорить о подобных ситуациях, я думаю, не стоит. На Каспии делаются только первые шаги, и я убежден, что выводы будут сделаны и сделаны таким образом, чтобы повысить коэффициент надежности с точки зрения экологической безопасности.  
 
Нина КУЗЬМИНА.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру