Вес в ребро

Не все акции фитнес-клубов — безобидная приманка

Не все акции фитнес-клубов — безобидная приманка
Абонемент в фитнес-клуб, как показывает соцопрос ВЦИОМ, в этом году собрались купить 4% россиян. Правда, до конца, по данным исследований, дело по традиции доводит лишь 1%. Кризис выкосил и ряды постоянных потребителей фитнес-услуг. Как выкручиваются из такого положения спортклубы, выяснил “МК”.

Треть россиян, как показывают соцопросы, думают, что фитнес — это только для богатых. Несмотря на то что фитнес-услуги стали предлагаться у нас около 15 лет назад, до значительного охвата населения еще далеко: фитнесом в стране занимаются лишь около 1% жителей. Даже в Москве, где находится две трети из 1800 действующих в России клубов, “бизнес на хорошем самочувствии” охватил только 3% населения. В Санкт-Петербурге и того меньше — 1,5%. До мировых столиц нашим мегаполисам в этом смысле как до Луны: в Лондоне на занятия записались 26%, а в Париже — 15% горожан.  

Дело не в российской лени: сеть фитнес-клубов в стране не развита, а услуги — сравнительно дороги. Подходящих помещений мало, арендные ставки на коммерческую недвижимость растут слишком быстро — как итог, большой срок окупаемости вложений. В частности, аренда составляет 25—30% оборота фитнес-клуба. Еще нужно учесть затраты на зарплату персонала, налоги. Выше 30% доход фитнес-бизнесменов обычно не поднимается.  

Кризис положение отнюдь не улучшил: количество регулярных потребителей фитнес-услуг в 2009 г. упало на 14,5%. И если в “тучные годы” этот рынок в стоимостном выражении рос на 50—70% в год, то в прошлом году сократился более чем на 16%. За последние два года обанкротились десятки клубов. Этой весной, как признаются участники рынка, клиентский поток все же вырос — правда, это обычное дело перед сезоном отпусков. Летом опять ожидается спад — примерно на 20—30%. Период отпусков — традиционная “мертвая зона”.  

Чтобы привлекать клиентов, клубы идут на всевозможные ухищрения. Одно из новшеств фитнес-клубов, позволяющее заманить новых физкультурников, — всевозможные экзотические программы. Распространенная приманка — древняя техника. Так, несколько месяцев назад столичные фитнес-клубы включили в свое расписание занятия, строящиеся на индийской технике калари-паятту. То есть “бой на священном месте”. Каждый клиент может почувствовать себя немножко буйволом, коброй, петухом, лошадью, тигром, слоном, львом и даже кабаном. Ведь техника включает копирование движений этих почитаемых в Древней Индии животных.  

Желающие могут также ступить на “путь духовного воина” — то есть заниматься по методике “будокон”, позаимствованной у Голливуда. В ней слились традиции йоги и боевых искусств — карате и тхэквондо.  

Как средство для “вербовки” используются и уступки клиентам: так, обычным делом стала продажа клубных карт с солидными скидками даже не на год, а на 1,5—2. Так, одна из крупных сетей экономкласса вынуждена была пойти на продажу карт на 18 месяцев всего за 4500 руб., в то время как еще недавно годовой абонемент стоил 6—7 тыс. руб. Таким образом, клубы пытаются перенести свои финансовые трудности на будущее. Так что такие акции могут быть признаком неблагополучия клуба.  

Такое спецпредложение, как продажа абонементов по очень привлекательной цене еще до открытия заведения, кризис сделал и вовсе опасным. Такого рода история произошла в подмосковной Балашихе: распродав немало клубных карт, собственники новой фитнес-сети просто скромно удалились, не оставив и следа своего пребывания в арендованном спорткомплексе. Однако более распространенная схема — затягивание открытия на неопределенный срок. Далеко не все несостоявшиеся клиенты знают, что в таком случае можно потребовать возврата стоимости абонемента, написав заявление администрации фитнес-клуба. Таких “жертв фитнеса” защищает статья 32 Закона РФ “О защите прав потребителей”.  

Справедливости ради, многие спецпредложений фитнес-клубов вполне безобидны (хотя и тут без “подводных камней” не обходится)…  

“ЗАМОРОЗКА” — возможность приостановить действие абонемента на время командировки или отпуска. По просьбе клиента его членство “тормозится” на два-четыре месяца. В некоторых клубах услуга бесплатна.  

МЕДТЕСТИРОВАНИЕ. Медик, работающий в клубе, определит уровень физической подготовки клиента и выдаст рекомендации по видам тренировки.  

ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЗВАТЬ ДРУГА. К примеру, раз в месяц можно кого-нибудь бесплатно пригласить на совместное занятие.  

ПОСЕЩЕНИЕ БАНИ, САУНЫ. Плюс к тому — полотенца в аренду.  

СКИДКИ ДЛЯ ГРУПП КЛИЕНТОВ. Хорошие клубы предлагают скидки — как правило, 10—20%. А также более дешевые дневные или ночные абонементы.  

РАССРОЧКА. Надо помнить, что при такой системе оплаты карта обходится дороже, чем при внесении всей суммы единовременно.

Примерные расценки фитнес-клубов Москвы

Месячный абонемент на фитнес-тренировки*    от 3 до 20 тыс.

Годовой абонемент*    от 12 до 100 тыс.

Разовый абонемент    100—1000

Услуги персональных тренеров за час    от 600 до 2000

*Безлимитное посещение.