Напомним, в начале недели Белоруссия утверждала, что Россия должна ей за транзит газа в Европу, “Газпром” же упрекал Минск в том, что он недоплачивает за поставленное для внутренних нужд топливо. После взаимных угроз перекрыть газовую трубу (Россия даже их частично осуществила) стороны таки расплатились друг с другом. Но Белоруссия считает, что не полностью. “Газпром”-де должен был $260 млн., а вернул только $228 млн. На что газовая компания парирует, что платила по ставке транзита в $1,45 за 1 тыс. кубометров на 100 километров. По Минску, ставка составляет $1,88.
Но это мало убеждает президента Белоруссии. “Еще раз предупреждаю правительство: неуплата “Газпромом” в полном объеме услуг в ближайшие сутки должна привести к приостановке всяких услуг для Российской Федерации по транспортировке углеводородного сырья — нефти и газа”, — заявил Батька в пятницу членам правительства. Буквально за час до этого посол России в Белоруссии Александр Суриков объявил о завершении “газовой войны”. История показывает, что последняя декада июня — не лучшее время для начала блицкрига...
Впрочем, хвататься за нефтяной вентиль — не новое занятие для Александра Лукашенко. В начале 2007-го Россия ввела таможенную пошлину на топливо, поставляемое в Белоруссию. В ответ Минск установил свою транзитную пошлину. Когда Россия отказалась ее выплачивать, экспорт нефти в Белоруссию и через белорусские трубопроводы в Европу был прекращен. Затем стороны договорились. Но худого мира не хватило и на три года.
В 2010 году Россия должна была прогнать через Белоруссию по трубопроводу “Дружба” 60 млн. тонн нефти. С вводом в строй в 2001 году Балтийской транспортной системы, которая рассчитана на 75 млн. тонн в год, Россия отказалась от услуг латвийского порта Вентспилс, который сейчас мог бы стать “резервом” для транзита нефти. Но вряд ли это понадобится — “Газпром” уже заявил о том, что “принципиально договорился” с Белоруссией о тарифах на транзит.