Налоговый пряник

для малых компаний, получивших господдержку

08.08.2010 в 17:38, просмотров: 2039
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки. Если депутаты утвердят документ в данной редакции, возникнет особый порядок налогообложения субсидий малых и средних компаний, который позволит им не платить налоги с финансовой помощи.
Налоговый пряник

Напомним, что сейчас в соответствии со статьей 17 Федерального закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ” финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается путем предоставления им субсидий и бюджетных инвестиций, в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.


Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным или муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физлицам — производителям товаров, работ, услуг регламентировано статьей 78 Бюджетного кодекса, согласно которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат при осуществлении ими предпринимательской деятельности.


Сейчас финансовые средства, поступающие субъектам МСП  из государственных и муниципальных фондов поддержки предпринимательства, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов.


Расходы, осуществляемые указанными субъектами за счет этих финансовых средств, также учитываются в составе затрат при определении налоговой базы налога на прибыль. Указанный порядок налогового учета доходов и расходов не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий.


Вместе с тем выделяемые средства на поддержку малого и среднего предпринимательства могут поступать налогоплательщикам в конце налогового периода по налогу на прибыль организаций или быть предназначены для поддержки проектов, реализация которых выходит за рамки одного налогового периода. В этом случае получение финансирования и осуществление расходов может происходить в разные налоговые периоды, что приводит к возникновению налоговой базы по указанному налогу. Как пояснил исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Алексей Ермолаев, с начала этого года после изменений в законодательстве все субсидии, которые выдаются малому бизнесу, подлежат налогообложению.


Получалось, что государство по одним законам раздавало финансовую помощь малым и средним компаниям, а по другим законам часть этой помощи забирало. Законопроект призван исправить эту нелогичную практику. Согласно изменениям, которые вносятся в ч. II Налогового кодекса РФ, полученные средства финансовой поддержки (в виде субсидий и бюджетных инвестиций) будут учитываться в составе доходов пропорционально осуществленным расходам указанных средств, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании налогового периода сумма полученных средств превысит сумму расходов, осуществленных за счет этого источника, то разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.


По мнению авторов законопроекта, документ позволит избежать возникновения налоговой базы по налогу на доходы физлиц (НДФЛ), сельскохозяйственному налогу (ЕСХН) и налогу, уплачиваемому при упрощенной системе налогообложения (УСН) в случаях, когда финансовая поддержка и соответствующие расходы приходятся на разные налоговые периоды.