Как известно, в последнее время стоимость яиц в некоторых регионах России выросла почти вдвое по сравнению с июньскими ценами. В конце сентября эта ситуация стала предметом специального рассмотрения на заседании возглавляемой вице-премьером Аркадием Дворковичем правительственной комиссии по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков. Тогда производители объясняли скачок цен увеличением себестоимости производства яиц вследствие удорожания комбикормов, а также ростом тарифов на электроэнергию. Тем не менее Дворкович поручил Федеральной антимонопольной службе провести соответствующий анализ и по мере необходимости отреагировать.
«На сегодняшний день ФАС уже получила информацию из 45 регионов, и данные продолжают поступать, — заявила корреспонденту «МК» начальник управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса Анна Мирочиненко. — Пока дела за нарушение антимонопольного законодательства возбуждены в двух местах: в Ивановской области и Башкирии, где были доказаны случаи антиконкурентных соглашений и согласованных действий участников рынка. Мы подтверждаем, что основными причинами повышения стали рост цен на корма (расходы на их закупку составляют 50–80% себестоимости яиц), тарифов на энергоносители, а также стоимости молодняка и племенного яйца».
При этом Мирочиненко отметила, что спрос на яйца традиционно носит сезонный характер. Год за годом цены на яйца, как правило, растут в августе и достигают своего пика в октябре–ноябре, затем стабилизируются, а после Нового года вновь начинают снижаться и падают примерно до мая. При этом разница цен на пиках в среднем составляет 50–60%.
То, что именно в нынешнем году традиционное повышение вызвало настолько острую реакцию потребителей, ФАС объясняет неудачным сложением сразу двух факторов — сезонного роста спроса и повышения себестоимости. Хотя есть области, где скачка цен на куриные яйца либо не было вовсе, либо он был близок к инфляционному проценту. Например, в Липецке и Кирове.
Что касается торговых сетей, то они вели себя по-разному. Одни ритейлеры сохранили надбавки, установленные в период низких цен, а другие постарались компенсировать повышение закупочных цен за счет снижения своих надбавок. «В отдельных случаях устанавливалась даже минусовая торговая надбавка — магазины продавали яйца дешевле, чем покупали их. В среднем торговая наценка не превышала 20%. В розничном сегменте пока не выявлено каких-либо нарушений антимонопольного законодательства, их действия носили конкурентный характер», — подытожила Анна Мирочиненко.