«Стремитесь зарабатывать больше, а не делайте ставку на льготы!»

Заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Дмитрий Князев

Российский рынок приучает к тому, что спасение утопающего — дело рук самого утопающего. И если экономику начинает штормить, рассчитывать на спасательный круг в виде субсидий и льготной аренды) малому и среднему бизнесу особенно не стоит. При этом столичные власти готовы научить предпринимателей «лучше плавать», т.е. стать более конкурентоспособными и больше зарабатывать.

Как конкретно будет реализовываться такая политика, «МК» узнал у заместителя руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Дмитрия КНЯЗЕВА.

Заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Дмитрий Князев

— Дмитрий Александрович, на минувшей неделе глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев назвал ситуацию в экономике худшей с момента мирового кризиса в 2008 году: налицо спад инвестиций, отток капитала, снижение роста ВВП. Будет ли Москва пересматривать свои программы поддержки бизнеса?

— То, о чем говорил министр, нельзя назвать абсолютной неожиданностью, скорее это заявление важно как политическая оценка обстановки. Москва постоянно следит за тем, что происходит в экономике города, департамент проводит опросы предпринимателей; кроме того, за ситуацией пристально наблюдают «Опора России», «Деловая Россия», Ernst & Young, ВЦИОМ, которые организуют собственные исследования.

Мы постоянно адаптируем городские меры и механизмы поддержки малого и среднего бизнеса к текущей обстановке: ввели новый вид субсидий в этом году (для компенсации затрат на участие в конгрессно-выставочной деятельности. — «МК»), меняем концепцию системы подготовки кадров для малого бизнеса. Сегодня москвичам уже не актуален ликбез «Что такое бизнес» (это было востребовано несколько лет назад). Нужен инструмент, компетенции, с помощью которых предприниматели смогут обеспечить конкурентоспособность своих предприятий. Простой пример: руководителям недавно открытой булочной, парикмахерской или IT-фирмы надо уметь анализировать рынок, чтобы с первых дней не затеряться среди массы других булочных, бытовых и высокотехнологичных предприятий. А допустим, компании, которая хочет расширять свою деятельность и на равных участвовать в госзаказе, важно правильно готовиться к тендерам.

Мы работаем над расширением деловых коммуникаций бизнеса. Буквально на днях я вернулся из Еревана, куда ездил с программой деловых миссий. При поддержке правительства организуется взаимодействие столичных предпринимателей с коллегами из других регионов, чтобы в дальнейшем москвичи могли бы уже самостоятельно использовать аналогичные схемы поиска новых партнеров и заключать контракты на новых рынках. За 2013 год мы охватили 50 городов, и везде местные администрации и местный бизнес очень заинтересованно встречали московские делегации.

Сейчас формируются заграничные бизнес-стажировки: отбираем участников, у которых есть реальный бизнес в Москве, и которым зарубежный опыт поможет сделать скачок в развитии. Программы очень насыщенные — с американской Силиконовой долиной, технопарками Германии, китайскими производственными концернами, научными центрами Англии.

…У бизнеса всегда было правило: если ситуация на рынке становится жестче — надо активнее работать. Власть может помогать тем, что дает льготы. А может — создавать условия, чтобы у предпринимателей появлялись возможности зарабатывать больше. Мы ориентируемся на второй путь (в то же время не отрицая льготы и делая их более адресными)… Недавно владелец одной строительной компании пожаловался, что ему придется закрыться из-за отмены льготной аренды, ведь теперь ежемесячно за офис надо будет платить на 24 тысячи больше. Послушайте, если строительная фирма со стажем 8 лет, имеющая все эти годы льготную ставку от города, не наработала потенциал, чтобы ее доход в Москве мог вырасти на 24 тысячи, должен ли город продолжать поддерживать ее за свой счет?!

— Летом, во время встреч с предпринимателями, руководители экономического блока Москвы называли оптимистичные показатели развития городского хозяйства. Вы признаете, что сейчас ситуация непростая?

— Москва — город с высокой конкуренцией, и бизнес здесь никогда не говорил, что ему не надо больше ничем помогать. С начала года прошло сокращение ИП, но для столицы оно было в разы меньше, чем по России. Что касается остального бизнеса, то, судя даже по количеству обращений в департамент, интерес к развитию — у предприятий сохраняется. Кстати, после 2008 года те бизнесы, которые обслуживали, например, городскую инфраструктуру (уборка, благоустройство), продолжали работать без существенных сбоев, в том числе в рамках госзаказа. И сегодня у малого бизнеса есть многочисленные потребители товаров и услуг — все взлеты и падения экономики он переживает вместе с населением.

Бизнес — малый, выбор — большой.

— Вы сказали об инструментальной поддержке бизнеса. В этом году начал активно работать Единый центр госзаказа, как он помог предпринимателям?

— Объем московского госзаказа сегодня самый большой по России. Для малого бизнеса — это возможность получить надежного заказчика в лице города. На информационном портале «Московские торги» (www.e-torgi.ru) есть список товаров, в которых нуждаются столица, рыночная аналитика. Задача Единого центра — разъяснить предпринимателям требования и процедуры, по которым город отбирает подрядчиков. То есть фактически так же, как соискателей при устройстве на работу учат правильно составлять резюме, здесь учат компании представлять себя на рынке, готовить конкурсную документацию. А дальше уже все зависит от самой компании, сможет ли она снизить цену, качественный ли у нее товар…

— Боюсь, мнение народа на этот счет отражает цитата с одного из интернет-форумов о госзакупках: «В течение последних лет весь объем госзаказа на 90% обеспечивается серыми и черными схемами»…

— Чтобы всерьез давать подобные заключения, надо эти «серые и черные схемы» лично контролировать. А если это просто эмоции, я предлагаю компаниям самостоятельно попробовать принять участие в конкурсе. Но всегда будут те, кто выбирает бездействие, уверяя, что якобы все заранее решено.

Столица, безусловно, обращает внимание на опыт, зрелость фирм, но при этом было несколько случаев, когда очень крупные компании проиграли малым предприятиям, так как неправильно заполнили техдокументацию. Участвовать обязательно надо! Если вы видите, что ваши права нарушены, есть эффективные инструменты опротестовать решение. Вы направляете запрос в ФАС, и торги сразу приостанавливают. Контракт нельзя будет заключить, пока конфликт не устранят.

— Власти Москвы заявляли о намерении создать Центр инноваций социальной сферы (ЦИСС), чтобы поддержать предпринимателей, чей бизнес направлен на смягчение социальных проблем в обществе. Когда он откроется и в чем будет заключаться его работа?

— Мы хотим открыть центр до конца сентября на базе ГБУ «Малый бизнес Москвы». Сейчас на Западе вклад социального бизнеса в ВВП страны (от проектов в сфере образования, медицины, культуры и др.) достигает 7%. Частные предпринимательские инициативы помогают снизить нагрузку на бюджеты всех уровней. В России эти показатели пока на нуле, люди действуют разрозненно. Надеемся, что центр станет своеобразным магнитом для них: появится специальный портал, где можно будет обмениваться опытом, узнавать полезную информацию (контакты инвесторов, ответы на частые вопросы); запустим образовательные программы; будут проходить встречи, конкурсы, ярмарки. Помимо этого департамент продумывает возможности финансовой поддержки: в частности выдачу льготных кредитов и создание Фондов социального предпринимательства.

Цитата

«Если вам кажется, что в ходе госзакупок нарушены ваши права, есть эффективные инструменты опротестовать решение. Вы направляете запрос в ФАС, и торги сразу приостанавливают...»

Цитата

«Сегодня в столице действительно создана система госзаказов, на мой взгляд, одна из самых эффективных в стране. В год за счет всей системы подготовки, рассмотрения и проведения конкурсов экономится около 150 млрд рублей. За последние годы на четверть увеличилось количество участников конкурсов и в два раза снизилось количество конкурсов, которые проводятся с единственными участниками».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру