Такси, такси — задорого вези

Подорожание проезда в Москве началось с маршруток

Конец августа и начало сентября в мегаполисах всегда является горячим временем для транспортников. Люди возвращаются из отпусков. Им нужно не только легковое (от аэропорта или с вокзала до дома), но и грузовое (с дачи до дома) такси. Нагрузка на другие виды транспорта также возрастает; он переходит на зимний режим работы с непрерывным увеличением пассажиропотока вплоть до новогоднего пика. Осенью на велосипеде на работу не поездишь, да и личные автомобили многие ставят на прикол до весеннего тепла. Из-за повышения спроса в начале осени обычно растут цены на проезд. В этом году подорожание уже началось. По различным оценкам, оно составит 10–15%.

Подорожание проезда в Москве началось с маршруток

Не пожелтели, но подорожали

С 1 июля в Москве и Московской области действует новый закон о такси. Согласно ему, получить лицензию на перевозку пассажиров могут лишь машины желтого цвета с шашечками. Новое правило породило ажиотаж: весь июнь таксисты штурмовали департаменты транспорта Москвы и области, пытаясь успеть получить разрешение на автомобили других цветов. Дворы ведомств, где расположен отделы выдачи разрешений, были оккупирован авто всех цветов радуги. Это был последний шанс получить лицензию, не перекрашивая машину.

Кто успел — тому счастье: согласно новому закону, действующую машину можно не перекрашивать в течение 5 лет. Реальный срок ее эксплуатации в московских условиях составляет 3—4 года, так что покупку нового автомобиля можно совместить с цветовой легализацией. Московские такси не пожелтели, но за 5 лет это постепенно произойдет.

Но проезд стал дорожать. Помимо единообразия цвета в законе было немало новаций, способствовавших этому. В частности, обязательная регистрация частного водителя как индивидуального предпринимателя (ИП) с установкой пломбированных государством счетчиков. Без этого не обойтись: федеральные и муниципальные власти хотят покончить с анархией в этой сфере и заставить таксистов платить налоги.

В Москве применена американская модель функционирования такси. Так, в Нью-Йорке число официальных лицензий на «желтые кэбы» составляет 52 тыс. 552, и эта магическая цифра не меняется 80 (!) лет, несмотря на увеличение населения города. Только «желтые короли» могут брать пассажиров на улицах; о безопасности поездок в них предупреждают в аэропортах и на вокзалах; лишь их можно вызывать для обслуживания форумов и в гостиницы. Но жители Нью-Йорка предпочитают ими не пользоваться (при цене лицензии более $90 тыс. проезд очень дорог). Для обычных поездок горожане садятся в «джипси», то есть нигде не зарегистрированные авто всех цветов радуги.

Сейчас в Москве разрешения имеют 32,5 тыс. таксистов. По расчетам властей, их число в течение 5 лет должно вырасти до 50—55 тыс. и на этом остановиться. Стимулом к росту также должны стать льготы, в частности, разрешение официальным таксомоторам ездить по выделенной полосе для общественного транспорта. Для этого их и хотят покрасить в единый цвет. «Для того чтобы мы могли это сделать, нам необходимо точно знать, что по полосе едет именно таксист. Скорее всего, мы сможем добиться этого в 2014 году, когда будут введены обязательные желтые регистрационные знаки — сейчас идет подготовка к внедрению этой нормы», — сообщил заместитель руководителя департамента Москвы Дмитрий Пронин.

Следующим логичным шагом станет введение единого тарифа. Эта мера вызывает бурное возмущение среди таксистов и возражения со стороны Федеральной антимонопольной служба (ФАС). Но на ней настаивают муниципальные власти. Дмитрий Пронин пояснил: «Переговоры с ФАС ведутся, и, вполне возможно, к концу этого — началу следующего года единые тарифы могут все-таки появиться. В первую очередь они призваны защитить пассажира от произвола частников. Особенно единые тарифы востребованы на коротких маршрутах, почти полностью оккупированных нелегалами».

О величине предполагаемого единого тарифа пока ничего не говорится, но ясно, что он будет достаточно высок: по слухам, в районе 50 руб. посадка + 10 руб. за 1 км пути. Бюджет Москвы желает получать с таксистов налоги, а за столицей подтянутся и другие крупные города.

Транспортная работа

Нелегалов, особенно водителей полузаконных маршруток, с улиц Москвы действительно выдавливают. Немудрено, что подорожание проезда началось именно с них: последние широкомасштабные кампании по их арестам и депортациям взвинтили цены на 10–15%. Всплеск цен случился не в конце августа — начале сентября, как обычно, а в «мертвый» для транспортников сезон начала августа.

Объективные причины роста величиной 15%, видимо, исчерпываются. До Нового года (кампания против нелегальных гастарбайтеров к тому времени постепенно сойдет на нет; она уже сворачивается) нам предстоит ездить в маршрутках по существующим тарифам. Что будет дальше — неизвестно, но проезд будет дорожать. Темпы роста зависят как от действий властей, так и от роста цен на бензин, который объективно неизбежен.

Зато москвичи в этом году могут радоваться некоторому снижению цен на услуги грузчиков и тарифов внутригородских и «дачных» переездов. По весне «Газель» с двумя грузчиками внутри города стоила 4—4,5 тыс. руб. (по 1,5 тыс. руб. каждому грузчику + 1—1,5 тыс. руб. водителю). Сейчас вас перевезут с одной квартиры на другую за 3 тыс. руб., да еще и «спасибо» скажут.

Конечно, это минимальные цены; грузить по ним будут нигде не зарегистрированные «шабашники», часто подозрительного вида. Грузчики в форме и с оборудованием попросят дороже. Но все же рынок мелких грузоперевозок в Москве и области оказался близок к насыщению, что и вызвало падение цен. Это стало прямым следствием политики властей по выдавливанию с улиц не только нелегалов, но и мелкого бизнеса (кампания по сносу ларьков). Мелкие переезды вдруг оказались чуть ли не единственной нишей, куда может податься предприниматель без денег.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру