В настоящее время активно строить доступное жилье со всей необходимой для проживания инфраструктурой мешает целый ряд административных барьеров. В том числе, застройщики не могут опираться на конкретный исчерпывающий перечень разрешительных документов на получение земельных участков, а также не всегда правильно понимают, в каких инстанциях их нужно визировать. Эти препоны, признает президент, поощряют коррупционную составляющую.
Однако возможность решения существующих проблем в поставленный Путиным трехмесячный срок эксперты расценивают довольно скептически. Дополнительным фактором, снижающим активность возведения жилых площадей, служит необходимость создания необходимой инфраструктуры. «Фактически, обеспечивая будущих квартирантов расположенными вблизи с их домами школами, детскими садами, поликлиниками, больницами, подъездными дорогами, коммунальными объектами, застройщик делает это на свой страх и риск, — отмечает вице-президент «Деловой России» Николай Остарков. — Далеко не факт, что в дальнейшем муниципальные или городские организации, на территории которых ведется строительство, выкупят созданные инфраструктурные объекты либо сделают это даже по себестоимости».
Независимые эксперты уверены, для выполнения поставленной Путиным задачи (строить не меньше к 2016 году не менее 75 млн. кв. метров нового жилья ежегодно) необходимо, в первую очередь, перейти к более жесткому формату государственно-частного партнерства. В частности, ответственность за задержку выдачи земельных участков должны нести конкретные государственные инстанции и даже конкретные чиновники, чтобы застройщик мог объяснить срыв сроков проектных обязательств.
«Также в контрактах необходимо зафиксировать обязанности государства в лице городских администраций или муниципальных властей по выкупу инфраструктурной составляющей хотя бы по ее себестоимости», — уверен Николай Остарков. Без этого, считает эксперт, выполнение программы «Жилье для российской семьи» будет поставлено под серьезной сомнение.