Острова развлечений

Современные лайнеры конкурируют с лучшими отелями мира

Вот уже несколько лет спрос на морские круизы остается стабильным. Не влияет на него ни мировой финансовый кризис, ни природные катаклизмы, ни войны, ни курс доллара. Ведь корабль — территория суверенная, ни от кого не зависящая. И опытные путешественники знают: здесь с ними ничего плохого не случится. Со времен первых круизных лайнеров много воды утекло. Как изменились суда за сто лет существования морских путешествий и в каких условиях совершают вояж по воде сегодня, узнал “Турклуб”.

Современные лайнеры конкурируют с лучшими отелями мира
“Oasis of the Seas”.

Волшебная сила ТВ


Родина круизных судов — Германия. Именно здесь в 1889 году в копании Hamburg-America Line впервые поняли, что обычный водный переход можно разнообразить остановками с экскурсиями. Первый в мире круиз длился 58 дней и назывался “Рейс удовольствия”. Судно “Огаста Виктория” шло из Германии по Средиземноморью и далее — на Ближний Восток. Путешествие, маршрут которого был тщательно спланирован, включало в себя еще и экскурсии в местах остановок. Правда, атлантическое судно было не очень комфортным — туалет и душевые общие, не было ни одного ресторана, все питались в своих каютах. Да и само меню было довольно скудным, ведь возможностей для готовки и хранения большого количества продуктов не имелось. Освещение и стационарное отопление также не предусматривались. Тогда предприимчивый глава компании Альберт Боллин решил построить специальный корабль для туристов. Им стал лайнер, названный в честь дочери немецкого кайзера Вильгельма — “Prinzessin Victoria Luise”. Первое круизное судно появилось в 1900 году, за 12 лет до трагически знаменитого “Титаника”.


Так как позволить себе путешествия через океан могли только люди состоятельные, с самого начала суда были ориентированы на взыскательную публику. Все каюты на первом в мире лайнере были только первого класса и обставлены согласно личным вкусам немецкого кайзера. Кроме того, на судне были библиотека и даже проявочная комната для любителей первых дагерротипов. Правда, размеры и внешний облик “Prinzessin Victoria Luise” скорее походили на небольшую частную яхту — она была всего лишь чуть длиннее яхты Вильгельма (что привело кайзера в крайнее недовольство). Скорость лайнера составляла всего лишь 28 километров в час.


Золотой век круизов пришелся на 30-е, когда финансовое положение в Европе было стабильным, а в Штатах закончилась Великая депрессия. Самые знаменитые и роскошные лайнеры были построены именно в это время.


А потом на замену кораблям пришли самолеты. В 60-е годы авиаперевозка соединила континенты, и дорогие долгие морские путешествия потеряли свою актуальность. Вернуть былую популярность круизам смогло… телевидение. В 70-е годы на экраны вышел американский комедийный сериал “Любовная лодка”. Действие ситкома происходило на борту круизного судна, члены экипажа и пассажиры которого все время попадали в смешные истории. После этого чрезвычайно рейтингового телешоу морские круизы стали переживать настоящий бум. Сначала в Штатах и Мексике, а потом и по всему миру.


За что благодарить “Титаник”?


С 80-х годов после успеха роскошного судна, первым получившего статус “супер”, размер начал иметь значение. Круизные компании не уставали увеличивать размеры лайнеров, превратив их в самые большие пассажирские суда. И если первые лайнеры могли взять на борт 2—3 сотни человек, современные вмещают более 3000.


— На самом деле гигантомания круизным судам только мешает. Ведь большой корабль может зайти не во все порты, да и маршрут у них ограничен. В узких Суэцком или Панамском каналах не каждое судно пройдет. На этот случай у крупных судов есть свои катера и даже яхты, чтобы доставить туристов на берег. Но на выгрузку и посадку нескольких тысяч пассажиров уходит от 2 до 6 часов, — рассказывает главный редактор издания “Морской бюллетень” Михаил Войтенко. — Что касается ходовых характеристик современных судов, рассчитать форму подводной части корпуса крупного лайнера куда сложнее, чем профиль крыла самолета. По сей день форму корпуса выбирают, основываясь на результатах испытания моделей в специальном бассейне.


Чего не скажешь про плавучесть и начинку пассажирских кораблей. Все достижения прогресса сразу же появлялись на лайнерах. Так, революционное изобретение — радио — тут же применили на кораблях. Паровое отопление, благодаря которому отказались от парусов, электрические лампочки тут же взяли на вооружение владельцы судоходных компаний. В каютах появились отдельные ванные комнаты, корпуса стали делать из новой высокопрочной стали. Привести в движение огромные корабли помогали новейшие паровые турбины.


Маневренность судов тоже сильно изменилась. К тому же первые суда очень сильно тряслись и вибрировали, пока не была придумана система снижения вибрации.


Обслуживание пассажиров также качественно изменилось. Вместо медицинских пунктов появились целые больницы с оборудованными операционными.


Синематограф тоже сразу же пришел на борт корабля — первые кинозалы появились на борту буквально через год после изобретения братьев Люмьер. Для владельцев же первых машин на палубах были установлены специальные краны, чтобы поднимать авто на борт.


А вот после гибели одного из самых роскошных лайнеров в истории “Титаника” инженеры решили изменить систему переборок.


Как известно, дно корабля имело двойную обшивку, а нижняя часть корпуса была разделена на 16 отсеков пятнадцатью водонепроницаемыми переборками. Кораблестроители рассчитывали, что корабль останется на плаву даже в случае полного затопления любых двух отсеков. Однако инженеры не учли, что переборки отсеков не доходили до главной водонепроницаемой палубы.


После трагедии “Титаника” ни одно судно не спускается на воду без водонепроницаемых перегородок. Кроме того, во времена “Титаника” на борту лайнеров должно было находиться не более 20 спасательных шлюпок, что позволяло спасти ровно половину пассажиров.


После катастрофы все пассажирские корабли стали оснащаться спасательными шлюпками, плотами, жилетами с учетом максимальной загрузки судна. Внимательнее теперь относятся и к айсбергам. Сразу после трагедии был организован Международный ледовый патруль, который и по сей день следит за блуждающими айсбергами, дрейфующими в сторону оживленных морских путей. Ведется за ледовыми горами наблюдение и со спутников.


Экология без якоря


Морские суда считаются самым безопасным видом транспорта. Сегодня каждый пассажир получает при посадке бейдж или электронную карту со своим фото и личными данными. Эта карта может работать как ключ к номеру, как кредитка, кроме того, ее обязаны предъявлять при высадке и посадке.


Каждое судно имеет особые фильтры и очищающие системы, чтобы на борту не распространялись инфекции. К примеру, после каждой высадки пассажиры обязаны помыть руки специальным составом, чтобы не занести вирус на корабль. Воду в бассейнах сливают и наполняют каждый день. А вода для приготовления еды проходит специальную систему очистки.


Благодаря особой связи на борту могут связаться с любой точкой земного шара.


Пассажиры сегодня имеет при себе навигатор и браслет, по которому можно вычислить его местоположение. Ведь на огромных современных лайнерах легко затеряться, а на поиски может уйти масса времени.


Опасные участки маршрута, на которых кораблю могут встретиться пираты, суда сегодня проходят в сопровождении военных катеров.


Современные суда оснащены стабилизаторами качки — специальной системой, предотвращающей раскачивание. Даже в шестибалльный (высота волны 6 метров) шторм вино в ваших бокалах не шелохнется.


Еще одна новинка последних лет на круизных судах — отсутствие якоря. Лайнер удерживается на месте благодаря специальной системе позиционирования GPS, которая связана с тремя рулевыми колонками. Технически их можно сравнить с реверсивным двигателем самолета — при экстренной остановке он позволяет быстро снизить скорость до нулевой. Если бы “Титаник” имел такую систему, он смог бы остановиться перед самым айсбергом и избежал бы гибели.


Кстати, отказ от якорей — мера вынужденная, придуманная для того, чтобы большие корабли не нарушали экосистему кораллов. Сегодня лайнеры во всем соблюдают экологическую безопасность — весь мусор тщательно сортируется и перерабатывается еще на борту, отходы не сливаются в море, а утилизируются при помощи специальной системы, как в самолетах.


Каюты теперь — с выходом на открытую палубу и балконами.


Еще одна новинка последних лет — вместо штурвала на пассажирских лайнерах стоят… джойстики.


РЕКОРДЫ КРУИЗНЫХ ЛАЙНЕРОВ


Самый большой


“Oasis of the Seas”. Настоящий остров в море в этом году спустила на воду крупнейшая карибская компания. На 16 палубах в 2704 каютах могут разместиться 6360 пассажиров. Экипаж составляет 2100 человек. Для обслуживания такого количества гостей требуется более 100 тонн продуктов. По международным законам запрещается вносить и выносить продукты питания на борт в других странах, поэтому все необходимое для круиза должно быть на судне сразу.


Тут все только самое-самое: самый большой ледовый каток, самое крупное на море казино, самый большой театр. На верхней палубе установлен бассейн с искусственной волной. По центру судна проходит “Королевский променад”. Здесь расположен уникальный прозрачный лифт с подсветкой. В этом месте сосредоточено так много магазинов и баров, что оно похоже на небольшой город. На “Оазисе” восстановлена атмосфера Нью-Йоркского парка из живых растений и кустарников и 56 деревьев.


На лайнере будут выступать самые популярные мировые звезды и показывать наиболее интересные мировые театральные постановки.


Самый роскошный


“Queen Mary 2”. На борту лайнера находятся произведения искусства авторов из 128 стран мира на сумму свыше 5 миллионов долларов и самая большая на море библиотека. Здесь есть 5 бассейнов и площадка для гольфа, два кинотеатра и самый большой бальный зал в мире. Кроме того, площадка для вертолета, 20 ресторанов и собственный театр на тысячу мест. Это единственное судно в мире с собственным планетарием. Здесь самая изысканная кухня и готовят лучшие повара в мире. В барах и ресторанах “Марии” предлагают 343 сорта вин. А генераторы лайнера могут снабжать электроэнергией небольшой город.


Самый мемориальный


“Balmoral”. Сам по себе круизный лайнер ничем особенным не выделяется, знаменитым он стал благодаря своему необычному маршруту. В сотую годовщину гибели “Титаника”, в 2012 году, это судно с пассажирами на борту совершит переход, который не удался когда-то легендарному кораблю.


Известно, что уже сейчас можно забронировать места на лайнере для участия в специальном мероприятии Titanic Memorial Cruise.


8 апреля 2012 года судно отправится из Саутгемптона, откуда в апреле 1912 года и стартовал британский “Титаник”. 14 апреля корабль остановится в районе, где произошла катастрофа, а в 2.20, когда 100 лет назад “Титаник” после столкновения с айсбергом опустился на дно океана и унес жизни более 1500 человек, состоится час молчания в память о погибших. Путешествие продлится 12 дней. За это время туристы смогут полностью погрузиться в атмосферу прошлых лет. Помогать им в этом будут специальное оформление лайнера, а также музыка и меню тех времен.


Самый исторический


“Советский Союз”. Крупнейший пассажирский лайнер в СССР имел очень необычную историю. Когда-то он принадлежал германскому флоту, но после войны отошел Советам. Считалось, что именно на этом лайнере любил путешествовать Гитлер. Кстати, это судно в отличие от многих других того времени отличала хорошая устойчивость к качке. Советские инженеры так и не смогли понять, в чем же его секрет. В середине 1960-х, когда пассажиропоток стал снижаться, в практику вошли круизные рейсы как с заходами в иностранные порты, так и без заходов. Они получили название “Из зимы в лето”. “Советский Союз” выходил из Владивостока, за несколько дней спускался к экватору, мимо Китая и Тайваня, а затем вновь приходил во Владивосток — круиз длился около двух недель.
Правда, на лайнере не было казино, варьете и роскошных шоу-программ, как на западных судах. Туристы веселили себя сами. В ходу были самодеятельные выступления, стенгазеты, конкурсы и танцы.


Самый экологичный


“Costa Magica”. Одно из самых шикарных пассажирских судов в мире и, пожалуй, самый знаменитый круизный лайнер в Европе. Он входит в так называемый “зеленый флот”, завоевав множество наград. Поскольку это корабль “зеленого флота”, на нем используется два вида топлива: стандартное — для открытого моря и топливо с низким содержанием углерода, которое используется в пределах 4 миль от берега, чтобы снизить уровень загрязнения окружающей среды.


В СПА-салонах “Costa Magica” запрещается использование косметических препаратов, содержащих вредные вещества. Бытовые отходы тщательно сортируются. Стеклянную посуду измельчают, затем помещают в специальный отсек и выгружают в порту. Большую часть мусора измельчают в специальных машинах. Алюминиевые банки сжимают с помощью пресса и выгружают на берег вместе с другим спрессованным мусором.


На борту лайнера имеется собственная телестудия.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру