Рим под кистью

Юные художники получили грант на поездку в Италию

Ивану Айвазовскому было 23 года, когда он впервые отправился в Рим. Тогда он уже был сложившийся мастер, с золотой медалью Санкт-петербургской академии художеств. В ХIХ веке получить пансион на путешествие могли только лучшие выпускники. Современная столичная академия художеств и существующий при ней лицей вспомнили об этой традиции. Пансион, как и раньше, получают лучшие, хотя и более юные дарования. На вручение грантов 12-ти ученикам лицея побывал корр. “МК”.
Юные художники получили грант на поездку в Италию

СПРАВКА «МК»: Московский академический художественный лицей Российской академии художеств (бывшая МСХШ) существует с 1939 года. Это одна из самых сильных кузниц художественных талантов страны. В разные годы лицей закончили Сергей Андрияка, который сейчас возглавляет собственную школу акварели, председатель Московского союза художников Иван Казанский, всемирно известные художники Илья Кабаков и Олег Целков и многие другие. Всего среди выпускников больше сорока заслуженных художников РФ и больше тридцати народных. В лицее обучается около трехсот одаренных детей.


Первое заседание президиума академии художеств после лета: все места заняты, яблоку негде упасть. Но между маститой сединой академиков и заслуженных художников — десяток детских лиц. Непривычные для такого серьезного мероприятия гости. Но именно этим юным дарованиям посвящена первая повестка дня: им вручают гранты на поездку в Италию, родину Возрождения и Леонардо да Винчи. Воспитанники художественного лицея проведут в Риме неделю, которую по большей части посвятят профессии — будут рисовать.


Учредителями гранта “За возрождение классических традиций русской живописи” стали академия художеств и компания “Мясной дом БОРОДИНА”. Как это часто бывает, оказалось, что новое — это основательно и незаслуженно забытое старое. Дело в том, что маститые русские художники всегда ездили в Рим, для них это было так же естественно, как посещение святых мест для паломника. Академия давала на поездки пансион, но только тем выпускникам, которые получили золотую или серебряную медаль. Современные лицеисты, которым уготовано путешествие в город на семи холмах, — совсем еще юные ребята, учащиеся 8—11-х классов. Их всего 12, причем большинство девочки.


— Смотрите, мальчишки, сколько вам девочек в Италии охранять! Вас четверо, а их восемь! — шутит на награждении президент академии художеств Зураб Церетели. Не обессудьте, Зураб Константинович, девочки старательней. А усердие для будущего художника — на вес золота. Еще Михаил Врубель заметил, что рисовать нужно по 5 часов в день минимум. Ученики лицея, кстати, эту планку даже порой перепрыгивают, сидят в мастерской до 9 вечера.


— Зато они не слоняются бесцельно по улицам, а заняты любимым делом, пишут. Тем более у большинства нет возможности заниматься дома, — объясняет директор лицея Александр Ястребенецкий. — Им нужно рисовать 30—40 набросков в неделю. Это в некоторых общеобразовательных школах модно целый год спать на уроках, а потом списать на “тройку”, у нас же модно учиться. Например, вместо 30 рисунков принести 200.


Арифметика скоростная, почти две с половиной тысячи работ в год, что много даже для работающего мастера. “Я столько не писал в юности”, — замечает г-н Ястребенецкий. Но сейчас другой мир, и картины другие. Кстати, об этом можно судить по выставке, открывшейся в академии художеств. На ней выставлены работы юных художников, которые заслужили римский пленэр, и не только их. Это вообще не выставка, а летопись лицея — здесь есть картины советских выпускников, сейчас уже известных авторов, преподавательского состава, выпускников 90-х и 2000-х годов. Вот и сравнивайте. По качеству разницы не много, а вот темы другие.


— Мы немножко боялись, когда делали эту выставку, — рассказывает директор лицея. — Боялись сопоставления того, что делалось тогда и что сейчас с точки зрения соотношения уровня подготовки. Но то, что повесили, меня безумно порадовало. Сегодня работы другие, с иным отношением к жизни. Но это произведения такого же высокого уровня.


Традиционные русские пейзажи в духе Левитана, портреты в стиле соцреализма, классические натюрморты — все это есть. Но есть и современная тема, свободная — кафе, темнокожий музыкант с гитарой и дредами... Теперь все свои знания детям предстоит применить в Италии, где для них запланирована программа “Русский Рим”. Ребята посетят места, связанные с известными русскими людьми. Для Карла Брюллова и Айвазовского, Гоголя и Герцена Рим занял особое место в биографии. Собственно, так и должно быть. Нельзя до конца почувствовать классические традиции живописи, разглядывая их в репродукции.


Между тем рождение гранта оказалось делом непривычным. Удивительно, но в современной художественной жизни страны гранты за возрождение традиций сами далеко не традиционны. Пару веков назад ученик, окончивший курс в Императорской академии художеств, получал средства для стажировки (“дополнительного совершенствования”) за границей. Сегодня традиция превратилась в новаторство, инициатором которого стал “Мясной дом БОРОДИНА” — компания, казалось бы, к искусству имеющая мало отношения. Самое необычное в этом факте то, что учредитель не считает грант благодеянием и наотрез отказывается называть себя меценатом.


— Времена, когда бизнес был чуть ли не противопоставлением общественной жизни, уже в прошлом, и к счастью, — признается президент компании Виталий Геворкян. — Постепенно возвращается понимание того, что работа ради общего блага должна быть нормой для компании. Такие проекты даже нельзя назвать благотворительностью или меценатством, это абсолютно естественная необходимость. Культурными проектами компания занимается уже много лет. Например, в ближайшее время мы открываем совместно с Ленинской библиотекой виртуальный музей, где будут представлены работы мастеров печатной графики. Именно это подтолкнуло нас к идее создания гранта в области искусства.


— Каким вам представляется будущее гранта?


— Мы нацелены на долгосрочное партнерское сотрудничество с лицеем. Могу сказать точно, что в следующем году учеников лицея ждет очередная выездная практика. Для нас честь то, что академия художеств откликнулась на нашу инициативу. Еще хотелось бы видеть в числе участников гранта художественные школы из других городов России, с тем чтобы он расширялся и со временем стал общероссийским.


Пока это только первый опыт стажировки юных художников. Хорошо, чтобы такая стажировка стала нормой, потому как художника нужно вырастить, научить, а без практики это невозможно.


— Рим — это безумно живой город, когда ты попадаешь туда, хочется сразу лепить, рисовать, делать наброски, а потом уже в мастерской переосмысливать их в более серьезные работы, — напутствует г-н Ястребенецкий учеников лицея. — Недаром аэропорт носит имя Леонардо да Винчи, что приятно художнику. Каждый квадратный метр насыщен там интеллектом и творчеством.


Ну а лицеистов, получивших грант, ждут не только впечатления, но и творческий труд. Тем более что после их возвращения лицей обещал устроить выставку их итальянских работ. Дорабатывать, правда, серьезные долгосрочные задумки придется уже в Москве, в лицеистской мастерской. За неделю большую картину не напишешь.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру