Дым, в котором мы живем

Закон против курения с трудом поддается исполнению

Курить на открытых террасах кафе и ресторанов в Москве совсем нельзя — как бы кому ни хотелось думать, что можно. А некоторые обитатели коммунальных квартир используют в борьбе с соседями «антитабачный» закон, вступивший в полную силу 1 июня. Многие курильщики еще не поняли, что в их отношении действует ряд запретов, и, кажется, понимать не собираются. Словом, антитабачный закон работать начал, но со скрипом. На парламентских слушаниях в Госдуме обсудили ход его реализации. 

Закон против курения с трудом поддается исполнению
Летние веранды — это не помещения. Значит, по замыслу авторов закона, курить там можно.

Первый зампред думского Комитета по охране здоровья Николай Герасименко («ЕР»), открывая слушания, предостерег желающих поправить спорный документ: «Год надо выждать, проанализировать правоприменительную практику». Пока же, признал он, «учителя курят вместе со школьниками, врачи в белых халатах — вместе с больными, курят и полицейские в форме».

Многие оштрафованные за нарушение запрета на курение в общественных местах (того, что вступил в силу еще год назад) «попались» по сигналу соседей, сказал представитель МВД Геннадий Царапкин. Есть и практические проблемы: введен штраф за курение на детских площадках, но «что такое детская площадка в юридическом смысле слова — непонятно» — продолжил г-н Царапкин. Та же история с пляжами. Да, признал он, полицейские иногда курят при исполнении обязанностей, и запретить им нельзя, потому что в законе «О полиции» такое ограничение не прописано, да и работа нервная. Г-н Царапкин предложил вместе с Минздравом придумать спецпрограммы для полицейских по компенсации курения как способа снятия стресса.

Депутат Госдумы, спортсмен-дзюдоист Дмитрий Носов (ЛДПР) сообщил, что накануне он лично обошел около 30 ресторанов в Москве и «не увидел ни одного, где закон нарушался бы». Не курят там больше. И на открытых террасах курить не должны!

В разговоре с корреспондентом «МК» глава Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин пояснил: в документе есть запрет лишь на курение «в помещениях, предназначенных для предоставления услуг общественного питания», но летние веранды — это не помещения. Значит, по замыслу авторов закона, курить там можно. Но вот в Москве такие террасы по местным правилам считаются «нестационарными торговыми объектами», на которые федеральный запрет на курение распространяется! «Выход может быть один: поменять статус этих веранд московскими нормативными актами, разрешив там курение», — предположил г-н Янин.

В пресс-службе Департамента торговли и услуг правительства Москвы «МК» подтвердили: открытые террасы — не важно, с зонтиками над столами или с навесом — это «нестационарный торговый объект», и курить там запрещено. А вопрос о внесении изменений в столичные нормативные акты пока «не обсуждается»...

По данным Конфедерации обществ потребителей, степень исполнения вступивших годом ранее запретов на курение — около 60%. Отстают больницы (30%), признал г-н Янин. А из всех направлений антитабачной борьбы сильно хромает одно — «ценовые меры, направленные на снижение потребления табака». Сигареты в России до сих пор дешевле, чем в большинстве стран Восточной Европы, говорил и г-н Герасименко.

Ответ на вопрос «почему?» надо искать не столько в успешном лоббировании своих интересов табачными компаниями, сколько в большой политике. Это подтверждает розданное участникам слушаний письмо за подписью и.о. главы Федеральной таможенной службы Сергея Комличенко. В нем говорится, что в 2014 году акцизы на сигареты в России выросли до 1014 рублей за тысячу, в Казахстане на сигареты с фильтром они почти в два раза меньше (588,1 рубля), в Белоруссии та же картина с самыми дешевыми сигаретами. Но страны Таможенного союза — единое экономическое пространство, и товары внутри ТС декларированию не подлежат. Если юрлица ввозят в Россию табак, то контроль осуществляется путем покупки российских акцизных марок, но физические лица делают это «в объемах, сопоставимых с коммерческими партиями, с нарушением положения законодательства РФ об обороте табачной продукции и уклонением от уплаты акцизов». Ввозят и через автомобильные пункты пропуска, под видом товаров для личного пользования, и на поездах, в специальных тайниках. По оценке представительства ФТС в Казахстане, говорится в письме, вторая схема особенно популярна: в нее вовлечены «сотрудники поездных бригад, имеющие возможность использовать технологические пустоты и полоски в конструкции железнодорожных вагонов».

Гендиректор ассоциации «Табакпром» Андрей Межонов признал, что «пока эти страны (Беларусь и Казахстан. — «МК») не подтверждают желания выйти на единый уровень акцизов к 2020 году. Диспропорция сохраняется, а отсутствие границ провоцирует перевозки даже крупных партий»...

Надпись «курить запрещено» теперь печатается даже на железнодорожных билетах.

В поездах бросать курить не собираются

О том, что курение запрещено на вокзалах, в залах ожидания, сообщают по громкой связи, по периметру здания висят специальные знаки с перечеркнутой сигаретой. Больше того — надпись «курить запрещено» теперь печатается даже на железнодорожных билетах.

Курильщики на Ярославском вокзале курят прямо под запрещающими знаками. Но о законе знают. И рисковать лишний раз не хотят. Увидев человека с фотоаппаратом, только что закуривший сигарету парень с досадой бросает ее в урну и уходит.

На вопрос, кто должен контролировать исполнение закона, охранник разводит руками: «Вот мой участок. Я на нем не разрешаю курить. А следить за остальной территорией я не имею права, штрафы должна взимать полиция».

Интересуемся у пассажиров только что прибывшего поезда из Нового Уренгоя, ощутили ли они на себе новые антитабачные правила. «В тамбурах курили, курим и будем курить», — в духе агитационного лозунга отвечает пробегающий с тележкой мужчина.

Встречаем поезд Владивосток—Москва. «С 1 июня убрали пепельницы из тамбуров, предупредили пассажиров, развесили объявления, — говорит начальник поезда Владимир Гарбар. — Но в первый же день в некоторых местах объявления кто-то пытался удалить. А больше мы ничего не можем сделать, штрафовать нарушителей имеет право только полиция». Но, оказывается, сами полицейские закон соблюдать не спешат. Как рассказал начальник поезда, среди пассажиров оказалось восемь курящих блюстителей порядка. Но на предупреждения и замечания проводника они никак не реагировали.

Кстати, на слушаниях в Госдуме представитель Главного управления транспортной полиции МВД Сергей Жуков сообщил, что из более чем 24 тысяч оштрафованных с ноября 2013 года на объектах транспорта большинство курили на вокзалах или в электричках в Москве и Московской области. «Эти меры не являются в полном объеме эффективными, — признал г-н Жуков, — с принятием закона основная масса курильщиков не освободилась от привычки, а к каждому курящему невозможно приставить полицейского».

Что касается гостиниц, то администрация также позаботилась о соблюдении закона. В лобби-баре одной из московских гостиниц полностью отказались от курения. «После 1 июня гостиница стала некурящей зоной, — рассказывает pr-директор Светлана Кислова. — Во всех номерах для курящих гостей и холлах, где курение было разрешено, пепельниц больше нет. Гостей предупреждаем на ресепшн. Скоро соответствующее напоминание появится на нашем сайте».

Курящим постояльцам предложат курить на улице. Но как будут выглядеть места для курения и что делать в холодное время года, пока неизвестно.

«Есть моменты, к которым мы просто должны привыкнуть, — говорит Светлана Кислова. — Пока среди гостей наблюдаем скорее положительную реакцию на закон».

Кальянные в Подмосковье перешли на «паровые смеси»

Поступиться своими принципами предстоит не только заядлым курильщикам, но и мелким предпринимателям, торговавшим табачными изделиями в киосках. Чтобы не рубить по живому и не лишать людей бизнеса, департамент потребрынка и услуг МО предложил собственникам перепрофилировать торговые точки под фермерские продукты: это в любом случае будет суперполезно, причем всем без исключения.

Все заведения общепита Подмосковья, куда мы обращались, безоговорочно и строжайше запретили курение сигарет. Есть, правда, некоторые нюансы.

Так, одно из заведений в Пушкино не стало рубить столь радикально, учитывая, что в этом заведении кальян — обязательный атрибут:

— Курить у нас нельзя, а кальяны — пожалуйста, безникотиновые, бестабачные, все есть.

Любители кальяна, впрочем, считают, что происходит какая-то ерунда, потому что табачная основа в кальяне присутствует всегда.

— Это проблема пары дней, — говорит курильщик кальяна Александр. — Многие кальянные уже разобрались и теперь перешли на название «паровая смесь». Кто там будет разбираться?

Некоторые любители кальяна сделали предположение, что уловки могут быть и покруче — любители начнут курить не табачные, а наркотические смеси, которые будут приносить с собой.

Помимо этого кальянная может быть закрытым клубом, который будет сложно проверить. Кроме того, она может не позиционировать себя как предприятие общепита, тогда на нее также не распространяется запрет.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру