Пал или пропал

Повторится ли в Москве удушливое лето 2010 года?

Страшные пожары в Хакасии, унесшие жизни десятков сельчан, — первые тревожные звонки лета-2015. И слышат их в Москве, — увы, не только в кабинетах руководителей силовых структур, но и в квартирах обычных горожан.

Теплый воскресный вечер 12 апреля был безнадежно испорчен для многих москвичей. По столице пополз запах гари — такой же отвратительный и едкий, как во время горения торфяников летом 2010 года. Сильнее всего дым ощущали жители юго-востока и запада Москвы. Впрочем, уже к 9 часам утра понедельника концентрация загрязняющих веществ в столичном воздухе вернулась к норме. Но осадок в легких остался. Горожане заволновались: неужели грядущим летом по столице снова придется ходить в масках? К сожалению, эти опасения не напрасны — таково мнение экспертов «МК».

Повторится ли в Москве удушливое лето 2010 года?

— Вероятность дымного лета-2015 в средней полосе очень велика, — уверен руководитель лесного отдела «Гринпис России» Алексей Ярошенко. — В прошлом году были засушливые лето и осень, потом — малоснежная зима и ранняя весна. Торфяники не насыщены водой в достаточной мере.

Но пока речь идет не о горении торфяников, а о традиционном для весны сжигании сухой травы.

По данным МЧС, в Новой Москве в минувшие выходные произошло 80 возгораний сухой травы. По сообщению Комитета лесного хозяйства Московской области, источником запаха гари могли стать неконтролируемые палы травы в Тульской и Калужской областях. Читатели «МК» сообщили о нескольких пожарах на территории Лосиного Острова. Ничего удивительного, что 12 апреля экологи зафиксировали повышенный уровень загрязняющих веществ из-за природных пожаров. В частности, в районе Печатники отмечалось превышение нормы содержания диоксида азота в 1,2 раза.

Конечно, сжигание — эффективный и относительно простой способ уничтожить пожухлую траву. Не нужно перепахивать землю, сгребать зелень граблями, потом вывозить мусор... Этим и пользуются многие дачники.

В результате же в воздух поднимаются тяжелые металлы — продукты сгорания автомобильного топлива, оседающие в траве. И вся эта гадость вместе с угарным газом и сажей летит в наши квартиры.

Пожалуй, нет такого уголка России, где весной из-за сжигания травы не сгорел бы гараж, сарай, а то и дом. Пал травы чрезвычайно опасен и для природы, утверждают экологи. Полностью выгорают сосны, мелкие кустарники, погибает много животных — лягушек, жаб, грызунов, птиц, муравьев.

— Более-менее безопасен пал травы только на контролируемых сельскохозяйственных угодьях, — рассказывает руководитель лаборатории «Экология жизненного пространства» Антон Ястребцев. — Но увы: контролируемым он почти не бывает.

Сейчас от палов сухой травы торф очень легко занимается, возникают очаги тления, которые на первых порах незаметны (они выглядят как маленькие ямки с одной-двумя струйками дыма). Но летом, особенно если оно сухое и жаркое, тление перерастает в большой торфяной пожар.

Вообще же 99% случаев возгорания — дело рук человеческих. Сам по себе лес вспыхнуть не может — если только во время грозы, но это редкость. Кроме того, пожары нередко происходят по глупости — кто-то бросил окурок, дети решили поиграть со спичками.

Сильного дыма летом может не быть только в том случае, если оно будет холодным и мокрым. Но, судя по тенденциям, на такой исход лучше не надеяться. «В последние годы в мае всегда наблюдается засуха. Нет как таковой весны — за зимой почти сразу приходит лето. Появился даже термин «остепение климата» — в том смысле, что в Центральной России он приближается к климату в степной зоне», — говорит главный инженер проектов Института экологического проектирования и изысканий Екатерина Самухина.

«Мы сейчас находимся на ранней стадии развития большой катастрофы. Ситуация непредсказуемая. Риск серьезных пожаров очень велик», — предупреждает Алексей Ярошенко.

«За 30 лет такого масштаба не видел ни разу»

В Хакасии продолжают подсчитывать ущерб от степных пожаров. Больше всего в Хакасии пострадал поселок городского типа Шира. Огнем уничтожено около 420 домов. По официальным данным МЧС РФ на 13 апреля, в результате пожаров в Хакасии пострадало до 1,4 тысячи жилых домов, 40% из которых — квартирные. Без крова остались 5 тысяч человек, в том числе одна тысяча детей. Погибли 15 человек, свыше 70 госпитализированы. Как рассказали «МК» в администрации Ширы, более 100 местных жителей получили различные степени ожогов, несколько человек в тяжелом состоянии отправили в Абакан.

Огонь уничтожил не только жилые дома, но и магазины, и СЮТ (Станцию юных техников), а также гордость жителей — стадион «Сибирь». На стадионе было новое искусственное футбольное покрытие за 13 млн рублей. Его недавно привезли из Москвы.

— Все до сих пор в шоке, разгребают завалы, собирают металл, чтобы хоть какую-то копейку получить, сдав его. Также усиленно работают пожарные и МЧС, тушат очаги, которые могут вновь разгореться. Ветер стих, сейчас идет небольшой дождь. Зрелище ужасное, поверьте. Тех, у кого сгорели дома, разместили в местном ДК и школах, вечером будет собрание по этому поводу, — рассказали в администрации.

По предварительной причине, возгорание произошло из-за палов травы. А сильный ветер перенес огонь на жилые постройки.

К сведению, Шира — это поселок городского типа. Летом сюда приезжает много отдыхающих, так как здесь находится зона отдыха и много озер. Как говорят местные, поджечь траву мог кто угодно. Возможно, кто-то золу вывез из печи и из-за искры произошел пожар. По другой версии, которую озвучил местный житель Дмитрий Мардинский, возможно, где-то заискрили провода и из-за ветра огонь начал распространяться.

Впрочем, погорела не только Шира, но и весь район.

— Остается только гадать, что случилось. За 20 лет такого масштаба не видел ни разу, — говорит местный житель Алексей Карелин.

У Артема Киржбекова в Шире живет сестра с племянником. Кирпичный дом стоял возле озера. От 4-комнатного жилища остались лишь стены.

— Сестра с сыном выбежала, в чем была. Спасти ничего не успели. У соседей сгорела вся техника, а также животные — коровы, лошади, — говорит мужчина.

Марина Ремезова жила на улице Горной вместе с 80-летним дедушкой.

— Дом у нас небольшой, две комнаты. Тушили метлами, лопатами, потом приехали водовозки. Ведрами носили, а началось все где-то часов в 12. Улица сгорела полностью буквально за каких-то четыре часа. Проживала в этом доме с самого детства, — с ужасом вспоминает Марина.

Каждый пострадавший в результате пожаров в Хакасии получит материальную помощь в размере 10 тысяч рублей, компенсацию за утрату имущества — по 100 тысяч рублей. Об этом в понедельник на заседании рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций сказал Владимир Пучков.

— Я прошу осуществить дополнительные меры по защите населенных пунктов и критически важных объектов экономики в регионах страны, где неблагоприятный прогноз развития ситуации, — сказал Пучков, уточнив, что риск возникновения пожаров сохраняется на юге Республики Саха (Якутия), в Амурской области и на Дальнем Востоке, а также в Поволжье, на Урале, в центре и на юге России.

Глава МЧС также потребовал сформировать списки пострадавших для оказания помощи из резервного фонда. По словам Пучкова, в Хакасии будет организовано оперативное строительство жилья для пострадавших от пожаров, а также восстановление клубов, школ, фельдшерско-акушерских пунктов, библиотек.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру