Новый "закон Яровой" введет уголовку за езду без прав

Но за опасное вождение пока решили не наказывать

Повторное вождение автомобиля лишенным прав гражданином может закончиться уголовным делом и конфискацией транспортного средства — такой законопроект подготовлен в думской рабочей группе во главе с вице-спикером Ириной Яровой и согласован с МВД и Минюстом. А вот наказывать за опасное вождение пока не будут — депутаты опасаются роста числа необоснованных административных штрафов.

Но за опасное вождение пока решили не наказывать
Автоблогер Саид Губденский, погибший в массовой аварии в ноябре 2021-го. На словах выступал против «игры в шашки», но погиб из-за нее.

Рабочая группа (8 февраля прошло ее второе заседание) была создана по поручению спикера Вячеслава Володина в конце прошлого года. Тогда был принят закон о новой статье Уголовного кодекса для тех, кто дважды в течение года был наказан в административном порядке и лишен прав за превышение скорости более чем на 60 км или выезд на встречку, но все равно сел за руль и вновь совершил аналогичное нарушение. Депутаты в ходе обсуждения говорили про нарушителей-«рецидивистов», которых не останавливают штрафы, и вспоминали о том, что с 2016 года в Госдуме лежит без движения принятый в первом чтении правительственный законопроект о новой статье КоАП — он предлагал наказывать штрафом в 5 тысяч рублей за «опасное вождение».

И вот проанализировав информацию, полученную от заинтересованных ведомств, и предложения думских фракций, доложила вице-спикер Ирина Яровая («ЕР»), сочтено целесообразным внести изменения в КоАП и УК, ужесточающие наказания за повторные грубые нарушения ПДД. Сейчас за управление автомобилем лицом, ранее лишенным прав, штрафуют на 30 тысяч рублей (альтернатива — до 15 суток ареста или обязательные работы), и это «скорее мера поощрительного характера», потому что позволяет сколько угодно раз откупаться незначительными суммами и «фактически издеваться над обществом, судом и законом», сказала г-жа Яровая. За повторное управление автомобилем лишенным прав гражданином она предложила поднять штрафы до 50–100 тысяч рублей, а на третий раз возбуждать уголовное дело.

В УК, судя по всему, пропишут и возможность конфискации автомобиля у осужденных по ряду статей водителей: у тех, кто повторно попался на пьяной езде, тех, кто наказан за превышение скорости более чем на 60 км в час и выезд на встречную, и тех, кто управлял автомобилем, будучи лишенным прав.

Ужесточение КоАП и УК предварительно согласовано с Минюстом и МВД, подтвердили представители названных ведомств. Одобрили его в той или иной степени и представители КПРФ, ЛДПР, «ЕР» и «СР». К концу недели тексты соответствующих законопроектов будут доработаны.

А вот по административному наказанию за опасное вождение решения нет. По итогам заседания стало ясно, что правительственный законопроект будет лежать в Госдуме еще неопределенно долгое время. Депутаты настаивали: сначала следует детально уточнить в ПДД само понятие «опасное вождение», потому что без этого невозможно корректно прописать все в КоАП. Но, как стало ясно из слов замглавы ГИБДД МВД Владимира Кузина, затевать процедуру внесения изменений в ПДД в этом ведомстве не хотят и считают, что уточнения, которые позволят определить, за какие именно рискованные маневры будет наказание, а за какие — нет, можно сделать прямо в том старом законопроекте о внесении изменений в КоАП.

Такой подход не устроил членов рабочей группы. «Правовая неопределенность будет создавать проблемы, а не наводить порядок», — сказала первый зам. главы профильного Комитета по госстроительству и законодательству Ирина Панькина («ЕР»). На этом, кстати, настаивало и Государственно-правовое управление президента.

«Все вопросы обязательно учтем и согласия достигнем», — заверил начальник договорно-правового департамента МВД Александр Авдейко.

Но сделать это будет трудно. Замглавы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Андрей Корнеев доложил, что те видеокамеры, что стоят на дорогах в столице, в принципе могут отслеживать опасные маневры. Но сначала, по его словам, надо решить несколько проблем: на данный момент нет объективных критериев отнесения тех или иных маневров к опасному вождению», из-за чего непонятно, что именно отслеживать, нет утвержденного цифрового выражения этих критериев в ГОСТах и требованиях к спецсредствам и, наконец, нет сертифицированных приборов контроля. К тому же по примерно 25% материалов о нарушении ПДД, которые московские структуры направляют в Федеральный информационный центр ГИБДД для получения сведений о собственниках автомобилей, данные не предоставляются — и число отказов растет из года в год. Эту проблему г-жа Яровая назвала «страшной и серьезной»: нарушители не могут быть привлечены к ответственности, потому что система учета МВД позволяет им от нее уходить, и на машинах без номеров и регистрации катаются по дорогам страны «энное количество времени». Представители МВД никак не прокомментировали этот выпад в их сторону.

Члены группы договорились подготовить проект парламентского запроса правительству с предложением решить на уровне МВД, Минюста, Минпромторга и Минцифры все вопросы, которые не решаются вот уже 10 лет, несмотря на поручения президента.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28721 от 9 февраля 2022

Заголовок в газете: Лихачам закон уж 10 лет не писан

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру