Российский автопром: «Все нормально, падаю!»

Придется ли нам возвращаться в эпоху карбюраторов

Российская спецоперация на Украине с успехом ликвидирует не только вражескую боевую технику на территории противника. Перспектива разделить участь украинских БТР и танков в полный рост возникла перед целым рядом отраслей российской экономики и, в частности, перед автопромом — из-за санкций, которые уже ввели западные государства

Речь идет как о рестрикциях против российской банковской системы, так и о запрете поставок в нашу страну технологий и электронных комплектующих. И хотя пока они еще толком не заработали, первые «ласточки» будущего коллапса отечественного автопрома уже полетели.

Придется ли нам возвращаться в эпоху карбюраторов

Во-первых, ряд автопроизводителей уже объявили о сворачивании своей деятельности в России. Среди них Jaguar Land Rover, GM, Scania, а также грузовые «дочки» Mercedes и Volvo. Группа Volkswagen официально поставила на паузу свою деятельность в России. Машины марок Volkswagen, Skoda, Audi не отгружают российским дилерам. Автосборочные производства уже начали испытывать проблемы с поставками комплектующих.

По этой причине, а еще, видимо, чтобы было время подумать и решить, как жить в России дальше, об остановке конвейеров заявили Hyundai, Renault и АвтоВАЗ (67,6% его акций принадлежат Renault). Пока ничего не слышно о перспективах дальнейшей работы российских сборочных производств BMW, Kia, Nissan и Mazda. Но что-то подсказывает, что там тоже не все хорошо с запчастями…

Самое неприятное для российского автопрома во всей этой ситуации — история вокруг запрета на поставки полупроводников и электронных комплектующих в Россию. Сегодня любой современный автомобиль немыслим без электроники. Абсолютно все двигатели внутреннего сгорания управляются электронными «мозгами».

Без малюсенького чипа самый современный двигатель превращается в кучу бесполезного металла. Порядка 80% этих самых чипов в мире поставляет Тайвань. Который уже подтвердил, что будет выполнять все американские санкционные предписания в отношении России. Япония и Южная Корея, где тоже существуют подобные производства, также поддержали линию Запада. На Китай в поставках на наш рынок микрочипов надежды немного. Там их производят относительно мало, и их выпуск не покрывает потребностей внутреннего рынка.

Другими словами, российский автопром с большой вероятностью вскоре превратится в «автолом», простите за печальный каламбур. Или же нам придется срочно возвращаться в эпоху карбюраторов и механического впрыска. Что, скажем прямо, дело не быстрое. Ведь массовый выпуск этих устройств еще надо организовать — с нуля. Как вам винтаж в виде LADA Vesta с карбюратором, словно жигулевская «копейка»?..

Звезда советского автопрома «Москвич-412» выпускался с 1967 года. Широко продавался до середины 70-х даже в Западной Европе из-за удачных выступлений в нашумевших ралли вроде Лондон–Сидней (1968), Лондон–Мехико (1970), Западные Сафари — Аргунгу (1973). Двигатель М-412 развивал 75 л.с. Как и двигатель BMW 1500 при том же рабочем объеме.

За 2021 год легковушки подорожали на 25–40%. «Благодаря» скачку курса они подорожают еще раз — примерно на столько же. АвтоВАЗ, кстати, уже поднял цены на некоторые свои модели сразу. Например, на LADA Largus — сразу на 250 000 рублей — практически на треть цены! А реальные доходы населения и массового покупателя при этом не вырастут, а упадут — из-за девальвации рубля. Спрос на автомобили рухнет, а и без того падающий авторынок России сожмется, словно тестикулы на морозе. И окончательно станет неинтересен мировому автопрому — как какой-нибудь кубинский. Особенно если принять во внимание невероятно выросшую ставку рефинансирования — до 20%. Это означает конец рынка автокредитования и лизинга (напомним, что до последнего времени около 50% всех автопродаж совершалось с использованием этих финансовых инструментов). В результате российские автозаводы иностранных концернов станут нерентабельными, их позакрывают.

Еще один фактор, действие которого на российский авторынок мы ощутим не сразу, но неизбежно: падение к нам интереса автопроизводителей (если, конечно, таковые еще к тому времени останутся). Обрушившийся курс рубля вызовет еще одно шоковое подорожание автомобилей в России.

Но это полбеды. Вторая ее часть — автозапчасти для уже ездящих по дорогам нашей необъятной. Про электронику все понятно из вышесказанного. Перспективы поставок остальных комплектующих тоже туманны. Да, много чего из этой номенклатуры производится в Китае и Турции. Но штука в том, что турецкий поставщик, скажем, бензонасосов наверняка не захочет портить отношения с крупнейшими мировыми автоконцернами, если те потребуют от него прекратить поставки в Россию. Остается Китай.

Что же касается Китая, то товарищи из Поднебесной, скорее всего, не оставят нас без запчастей. Так что можно надеяться, что критического дефицита с точки зрения количества и ассортимента аналогов не будет. Хотя цены на запчасти made in China вырастут, как и на новые авто, на 15–20% и будут, понятное дело, весьма отличаться от оригинальных качеством и ресурсом.

…Короче говоря, все идет к тому, что мы останемся с карбюраторными LADA и «УАЗ». Особо зажиточные сограждане, по-видимому, смогут позволить себе «китайца». А совсем элитные товарищи будут «рассекать» на собранных без единого гвоздя посконных «Аурусах». Под капотами которых будут стоять движки от БТР. Ведь Porsche наверняка перестанет поставлять в Россию комплектующие для сборки моторов первого российского премиального бренда…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру