По очевидным причинам камеры видеоконтроля для водителей — одна из самых ненавистных вещей: зазевался — и, пожалуйста, «письмо счастья» уже в почтовом ящике. А тут — можно сказать, «профсоюз автомобилистов» просит эти «орудия пытки» обновить, а то, мол, затупились и износились. Парадокс! За объяснениями «МК» обратился к одному из инициаторов обращения, зампреду НАС Антону Шапарину.
— Камеры, конечно, «портят кровь», но не всем водителям, а прежде всего нарушителям правил, — полагает общественник. — И прежде всего цель нашей кампании — усилить контроль за таким нарушением, как непристегнутые ремни безопасности: камеры, которым 6–7 и более лет «от роду», не могут корректно выписывать штрафы за этот вид нарушений. А мы, и я лично, считаем, что водители, которые действуют в логике «лучше, как орел, вылететь через лобовое», — самые настоящие преступники: именно эта привычка не пристегиваться виновна ежегодно в тысячах жертв и случаях инвалидности, которые приходится лечить буквально за наши налоги — по ОМС.
По словам Шапарина, во многих регионах страны средний возраст парка камер таков, что о корректной работе «по ремням» не идет и речи. Именно поэтому оборудование необходимо обновить — без этого нацпроект снижения аварийности и смертности на дорогах никуда не продвинется.
— Говорим про безопасность — нужно лучше администрировать те нарушения, что напрямую влияют на эту безопасность, — резюмирует эксперт. — Что же касается ложных «срабатываний» — например, штрафов за пристегнутый ремень, сливающийся с одеждой, или за пресловутое почесывание носа, — то как раз камеры нового поколения, совместимые с нейросетями и отличающиеся современными параметрами разрешающей способности и светочувствительности, могут быстрее и качественнее «обучиться» на отбракованном материале.
Среди других функций, которые должны бы появиться у камер при обновлении парка, — распознавание движения по обочине (старое оборудование чаще всего этого не позволяет), а также работа с СИМ. Дело в том, что именно новейшие камеры могут распознавать лица водителей и мелкие номерные знаки на «альтернативном» транспорте — старое «железо» может лишь распознавать автомобильные номера.
Всего старых камер на российских дорогах — около 30% (речь идет об устройствах старше пяти лет). Причем половина из этих 30% — «железо» буквально позапрошлого поколения, возрастом от семи лет. Часто они просто «пропускают» нарушителей, а иногда и вовсе не работают. В итоге авторы письма НАС просят правительство провести аудит всех устройств автофиксации нарушений, запретить использовать оборудование старше шести лет, а устаревшие комплексы — списать. Закупать же новые предлагается либо по сопоставимым с прежними моделями ценам (что, конечно, проблематично — цены выросли, а оборудование стало сложнее), либо по концессии — то есть предлагать закупать комплексы частным компаниям за процент от штрафов.
В числе регионов, где на дорогах работает, по словам Шапарина, «технический музей» из устаревших камер, — не только, к примеру, Краснодарский край (устаревших — более 1500 из 2200 комплексов), но и Подмосковье, где 1200 из 1800 комплексов относятся к прошлым поколениям (такие данные дает агентство РБК на основе статистики информсистемы «Аршин»). Затраты на обновление парка камер обещают быть крайне внушительными, но если в результате вся обновленная техника начнет фиксировать «ремни», «телефоны» и другие нарушения, которые умеют распознавать камеры нынешнего поколения, — бюджет получит дополнительный доход.
Кстати, именно это — возможная прибыль госбюджета — было еще одним аргументом НАС в письме Мишустину. «Здесь у нас логика простая, упреждающая, — пояснил «МК» Антон Шапарин. — Смотрим на шаг вперед. В этом году Минфин, вполне возможно, зафиксирует недобор по штрафам относительно своего плана в 52,8 млрд рублей: собирать штрафов стали меньше. А вследствие этого недобора будет предложено вновь поднять суммы штрафов. Мы действуем на упреждение: если повысить собираемость по нынешним ставкам, есть шанс отсрочить это повышение».
...Так-то оно так, но прекрасная в теории логика «а ты не нарушай» в условиях нашей организации дорожного движения не слишком-то работает. Например, потому что во многих местах в больших городах разметка устроена так, что просто провоцирует нарушения. Потому что у станций метро, к примеру, не оборудованы площадки, пригодные для посадки-высадки пассажиров из машин. Наконец, потому что скоростной режим на загородных дорогах уже много где почти издевательский: 70, 50 и даже 30 км/ч не редкость.
С последним, правда, общественники из НАС обещают «разобраться» в следующем обращении. Но пока тотального аудита знаков, разметки и скоростных лимитов не произошло — тема камер остается болезненной даже для вполне законопослушных водителей.