МОЙ НЕМОЙ Пушкин

Именно О Пушкине, а не экранизацию его произведений. “Кинолениниану” помню, “Чапаева” помню, а Пушкина в кино — нет. Нет лица любимого поэта, нет актерского образа калибра Бабочкина, какой-нибудь опорной фразы типа “Выпьем, Петька, где же кружка?”. Ну нет. — Я жил в Питере. Шел 1926 год, это на всякий случай. Няня Нина "гуляла" меня по Летнему саду, и вдруг к ней подходит какой-то мужчина и... предлагает ей куда-то со мной поехать. Няня всполошилась. Моему собеседнику 77 лет. Но назвать его пожилым язык не поворачивается. Константин Иванов только что вернулся с рыбалки — поэтому ставит на стол что-то вкусненькое. Сам рыбачит, сам огородничает, сам грибочки собирает, сам готовит. — Как потом выяснилось, это был не подгулявший кавалер или, не приведи господь, террорист. К няне подошел... Владимир Гардин, известный ленинградский режиссер, сценарист, актер. Его, наверное, помнят лишь специалисты — по фильмам "Золотой запас", "Крест и маузер" и другим. Ну, в общем, Гардин зовет мою няню... на киностудию. Точнее, не ее, а меня, мальчишку. Но перепуганная нянька ехать наотрез отказалась — ладно хоть номер телефона Гардин у нее выпросил. И позвонил моей маме. В это время "запускалась" картина о Пушкине "Поэт и царь", и я ассоциировался у Гардина со старшим сыном поэта. Не сразу, но мама согласилась "отдать меня в актеры"... Так я и стал сыном Пушкина. "Папу" же должен был играть Евгений Червяков — как я узнал позже, талантливый актер, а впоследствии еще и режиссер, драматург. Он, кстати, признал во мне своего "сына". Честно говоря, я сейчас не помню, как "меня" звали... Детей поэта, по-моему, звали Саша, Яша и Маша... Я был Саша... или? Да, Саша. Помню, когда Червяков (Пушкин) "умирал", он сказал: "Приведите детей!" Я сидел около "папы" на его постели. — Вы плакали, наверное, жалко было "папу"? — Плакал, ревел просто. Но прежде всего из-за того, что на меня направляли прожектора и громко трещал киноаппарат. Но работа есть работа. Постепенно я привык к съемкам и, когда Пушкин умирал, плакал уже по-актерски. А в других сценах — строго по сценарию — сидел под столом, дергал Пушкина за ногу, мешал сочинять стихи. А тот вместо того, чтобы отшлепать меня, сажал на спину и катал по кабинету. Мне было ужасно весело. А когда съемки кончились, мама получила мой гонорар и большой моток кинопленки, на которой были запечатлены все сцены с моим участием. Она купила мне шикарный по тому времени матросский костюм. Такой хороший, что мне запрещали в нем валяться по полу, а разрешали надевать только в гости. — Много ли фильмов о Пушкине вы видели за свою жизнь? — Нет. А биографического фильма, кроме как "Поэт и царь", вообще ни одного не знаю. Его, кстати, я видел всего два раза — первый в шестнадцать лет, в 1937 году. Я был потрясен. В нашем кино было много Пушкиных, исполненных разными актерами. Но такого Пушкина, которого создал мой "папа" — Червяков, — я не видел никогда... "Сын" Пушкина — возможно, из-за такой необычной встречи с великим поэтом — тоже стал творцом. Константин Иванов стал графиком, известным в стране плакатистом, Заслуженным художником России. Он, будучи депутатом Моссовета, восстановил герб Москвы, тот самый (с Георгием Победоносцем), который мы видим каждый день. Он из тех, кто любит жизнь. На стене в мастерской Иванова — среди плакатов, картин, любимых фенечек — есть три маленькие фотографии, сделанные им прямо с экрана кинотеатра. Дядя Костя любит показывать их друзьям: "Вот это Пушкин. А это... я". P.S. Готовя материал, я не переставал удивляться. Оказывается, ДО революции Пушкин был САМЫМ ЭКРАНИЗИРУЕМЫМ (50 экранизаций) автором! А ПЕРВЫМ российским ИГРОВЫМ фильмом стал тоже "пушкинский" фильм. (В 1907 году начали снимать картину под названием "Борис Годунов". Закончена она не была — закапризничал один из актеров. Изменили название и "катали" картину по провинции. Фильм, увы, не сохранился.) Была и биографическая картина — "Жизнь и смерть А.С.Пушкина". Снятая, правда... в 1910 году (продолжительностью, не поверите, всего 10 минут). Как и "Поэт и царь", это был НЕМОЙ фильм — звук в отечественном кино появился лишь в 30-м году. В советское время замысел создать фильм-биографию поэта был у Марлена Хуциева. Он долго искал актеров, пробовал на роль Пушкина тогда еще совсем молоденького Дмитрия Харатьяна, Сергея Шакурова. Но не судьба, не получилось. Мало мы знаем о Пушкине. Слава богу — работники Госфильмофонда в год 200-летия поэта подготовили к изданию уникальный Пушкинский кинословарь. В нем будет все, что известно о Пушкине в кино. Но... тираж словаря ничтожно мал, всего 500 экземпляров. Жалко. Ну а "Пушкин-папа", о котором мне рассказал художник Иванов, — популярный в предвоенные годы режиссер, сценарист и актер Евгений Вениаминович Червяков — погиб. Он, как и его великий герой, прожил немного, всего 43 года. В августе 1941 года Червяков ушел в народное ополчение, оборонял Ленинград, был ранен. После ранения вновь воевал, был в партизанском отряде. Свой последний бой принял 16 февраля 1942 года. Евгений Червяков похоронен под Ленинградом. На могильной плите рядом с его фамилией высечено "кинорежиссер".

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру