ПЕРЕВЕРНУТЫЙ МИР

Честно говоря, затевая на страницах "МК" разговор о судьбе России в будущем веке, мы и не думали о том, что тема эта вызовет столь оживленные отклики читателей. Казалось бы, какое сейчас дело большинству людей до проблем, которые встанут перед страной даже не через год — через десятилетия? Когда многие, очень многие россияне озабочены прежде всего тем, как им выжить сегодня? Когда вообще непонятно, выживет ли эта страна или навсегда уйдет в историю, как уходили многие империи?.. Ан нет. Выяснилось, что будущее волнует нас ничуть не меньше, чем настоящее. Конечно, среди огромной почты, пришедшей в редакцию, были и такие: "Нам бы этот день пережить, а вы о следующем веке!" Однако подавляющее количество читателей на самом деле озаботилось проблемой выживания России. А проще говоря — проблемой выживания своих собственных детей и внуков... Итак: суждено ли нам уцелеть в XXI веке? И если да, то как? Последние события дают ощущение, что мы все находимся в каком-то искаженном мире, где общество все время пытаются перевернуть с ног на голову. В богатейшей стране мира (природных ресурсов на одного жителя у нас в два раза больше, чем в США!) планомерно и последовательно разрушается экономика, народ доведен до нищеты, в стране 6 миллионов беженцев, тысячи беспризорников. По средней продолжительности жизни своих граждан Россия отстает от развитых стран мира на 20 лет. Начиная с первых дней перестройки и до настоящего времени экономика неуклонно и последовательно рушится, но со стороны власти не было и нет никакого серьезного и объективного анализа: а что же происходит, как дожили до такого состояния, кто к нему привел, кому выгодно и где выход?.. Не в очередном же западном кредите: у нас "переваривали" и разворовывали гораздо больше, чем мы выпрашиваем сейчас... Чтобы не быть голословными, приведем вполне доступные данные, в собранном и обобщенном виде наглядно характеризующие итоги всех наших "преобразований". Одной из основных характеристик, определяющих уровень экономического и социального развития страны, является величина производимого валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения. Она же, как правило, используется при определении состояния экономической безопасности страны. Уровень экономического развития России с начала перестройки падал и к 1996 году определялся 102-м местом среди 209 стран мира. В итоге по мировым стандартам Россия стала относиться к слаборазвитым странам... Совокупный объем государственного долга по отношению к реальному (легальному) ВВП постоянно увеличивался — с примерно 65% в 1995-м до почти 80% на конец 1998-го. Девальвация в августе—сентябре 1998 года повысила это соотношение почти до 156%. Величина внешнего долга достигла порядка 140 млрд. долларов, долг по ГКО — порядка 60—70 млрд., долг государства по зарплатам по состоянию на август 1998 года — около 70 млрд. долларов. Только на выплаты процентов по внешним долгам сегодня расходуется 30% бюджета. Для сравнения: бюджет России на 1999 год — 20 млрд. долларов, а Финляндии (население в 25 раз меньше) — порядка 18 млрд. США только на свою оборонную программу ежегодно тратят 270 млрд. долларов. Годовой бюджет России — это одна неделя жизни США... При этом объем неплатежей в 1997 году вырос с 500 до 800 млрд. рублей, т.е. почти в два раза превысил годовой бюджет страны, а структура платежей составила: 70—80% — бартер и лишь 20—30% — "живые" деньги. В стране пышным цветом расцвели посредники, помогая обогащению директората и чиновничества. С 1992 года производство в России сократилось в три раза, за семь лет не было произведено ни одной структурной перестройки в промышленности, хотя на это нам даже предоставлялись иностранные кредиты. Хотя Конституция и декларирует защиту граждан, механизмов для этой защиты нет. В одной только Москве в 1994—96 годах потери клиентов коммерческих банков составили порядка 200 млн. долларов. В 1994—96 годах до 26% всех депозитов в Москве были привлечены банками, потерявшими лицензии в течение одного года после заключения депозитного договора. "МММ", "Тибет" и им подобные при полном попустительстве властей осуществили беспрецедентное ограбление граждан. "Пирамида" ГКО и 17 августа показали, что государство не только не извлекло никакого урока, но и само воспользовалось грабительскими инструментами. Понятно и то, чьи интересы при этом соблюдались. По различным оценкам, в пиковые периоды из голодной и нищей России ежемесячно "убегало" до 1,5—2 млрд. долларов, и эти каналы не перекрыты до сих пор. В настоящее время сумму похищенных и вывезенных за рубеж денег оценивают величиной до 300 млрд. долларов, которые работают на западную экономику. Никто не обратил внимания на то, что в этом году впервые профицит бюджета (превышение доходов над расходами) в США стал положительным и составил 70 млрд. долларов, а на 2000 год Билл Клинтон объявил о намерении довести его до 117 млрд.! Случайность? Нет. Это мы улучшили бюджет целого ряда стран: США, Греции, Турции, Польши... На одном только Кипре сегодня зарегистрировано свыше 15 тысяч российских компаний — налажен устойчивый мост по перекачке колоссальных средств. И в то же время Россия умудрилась довести свой долг до 140 млрд. долларов. Уму непостижимо!.. По данным, опубликованным в официальной прессе, доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в ВВП России сегодня соответствует уровню 1946—50 годов. В 1996 году, по данным официальной статистики, расходы на науку сократились примерно в семь раз по сравнению с 1992-м, а для оборонных НИОКР — в 10—12 раз. За время проведения реформ (с 1992 года) доля расходов на эти цели в ВВП России стала сопоставимой с уровнем Египта, Польши и Португалии — в то же время еще в конце 80-х она соответствовала уровню США, Германии, Японии и Швеции... Заброшенные и разлагающиеся Вооруженные Силы: голодные солдаты, нищие, униженные офицеры и заворовавшийся генералитет. Самый простой и на фоне войны в Югославии доступный пример. Сегодня боевая мощь российской армии оценивается оптимистами в 1/6 мощи армии СССР, а пессимистами — в 1/10. При этом абсолютно справедливо мнение специалистов, что геополитическая мощь держав обеспечивается не только объемом и силой мускулов, но и способностью применить их в нужном месте. В геостратегическом смысле контроль СССР обеспечивался размещением сил в Восточной Европе: войска Союза стояли в 20 км от Вены, в 120 км от Франкфурта, в 200 км от французской границы. Военно-морской флот контролировал все океаны мира. Сегодня нам до Гамбурга — 2000 км, до Вены — 3000... Нашим властям удалось лишь глобальное перераспределение собственности за сверхсжатые и невиданные в мире сроки. Социальное расслоение достигло гипертрофированных масштабов. В мире показателем такого расслоения является величина соотношения доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных людей. В России, по официальным данным, этот показатель составляет 26:1 (по экспертным оценкам — 40:1). В 1989 году в СССР он был равен 4:1. Для сравнения: Китай — 3:1, США — 6:1, страны Латинской Америки — 12:1. Отсюда и неизбежные последствия: резкое "полевение" и "поправение" общества и, как следствие, переход в неустойчивое и крайне опасное, агрессивное состояние. Вот где истоки РНЕ и других экстремистских сил! Основные сферы, в которых работает сейчас российский бизнес: экспорт сырья и энергоресурсов, торгово-посредническая деятельность, построение финансовых "пирамид", прокрутка бюджетных денег через коммерческие структуры, игорный и увеселительный бизнес, проституция, наркотики, рэкет, подпольная торговля оружием и т.д. Естественно, что невиданных размеров достигла и криминализация общества. По данным МВД РФ, в 1990—91 годы в теневой экономике производилось 10—11% ВВП. В 1993 году эта доля составила 27%, в 1994-м — 45%, в 1996-м — 46%. С теневой экономикой так или иначе связано примерно 58—60 миллионов человек. 41 тысяча предприятий, половина банков и более 80% совместных предприятий могут иметь связи с организованными преступными сообществами, тесно переплетая теневой и легальный виды бизнеса. Коррумпированность в государстве выросла до невообразимых размеров. Россия уже официально входит в десятку самых коррумпированных стран мира (оценка независимой группы немецких экспертов "Транспарент Интернешнл" по 85 странам). В настоящее время уже говорят о пятом месте, т.е. мы по коррумпированности уступаем только Парагваю, Гондурасу, Танзании и Нигерии. По данным отдельных сотрудников МВД, в России порядка 4 млн. человек "неприкасаемых". В органах сформировалось мнение о том, что существует определенный уровень коррупции, который при существующей системе преодолеть нельзя. Это лишь некоторые и далеко не полные данные. Но в общем, по ряду оценок, последствия реформ для России оценивают как превышение в несколько раз потерь СССР во Второй мировой войне. Это — путь в никуда... В конечном итоге самое важное для страны и ее граждан — это бюджет. Для того чтобы было с чем сравнивать, взглянем на доходные части бюджетов некоторых наиболее развитых стран по состоянию на 1995 год: США — 1442,66 млрд. долл., Япония — 564,75, Германия — 509,36, Франция — 464,55 млрд., Великобритания — 384,20. Уровень нынешнего бюджета России — 20 млрд. долл. — гораздо ниже черты экономической безопасности страны. При этом он напоминает дырявое корыто, из многочисленных щелей которого очень быстро уходят деньги, а прильнувшая к щелям ненасытная и жадная братия не дает их законопатить. При таком объеме и состоянии бюджет в любой момент может быть "обрушен", и для этого потребуются не столь уж значительные усилия и средства. Как сейчас: все разговоры — только вокруг кредита МВФ в объеме всего 4,5 млрд. долл. Да что это для нашей дырявой экономики!.. Последствия же обвала могут быть значительно глубже, чем 17 августа, т.е. практически непоправимы. Сознательное умалчивание и уход от рассмотрения бюджета именно в этом аспекте далеко не случайны. Политику государства, ее экономические реформы на протяжении многих лет формируют по сути одни и те же фигуры, так или иначе причастные к великому разграблению богатейшей страны. Естественно, они не шли и не пойдут ни на какие кардинальные и эффективные меры, которые могли бы перекрыть источники обогащения. По результатам исследований, приведенным в солидном зарубежном издании, личные (!) состояния наших самых богатых олигархов оцениваются: Владимир Потанин ("Интеррос") — 1,6 млрд. долл.; Рем Вяхирев ("Газпром") — 1,4 млрд.; Михаил Ходорковский ("Роспром") — 1,3 млрд.; Вагит Алекперов ("Лукойл") — 1,2 млрд.; Борис Березовский — 1,1 млрд. Нетрудно сложить и сопоставить с суммой выпрашиваемого Россией кредита... И в это же время представители власти на самом высоком уровне говорят о необходимости снова в который раз залезть в кошельки граждан, где хранятся остатки сбереженных от родного же государства средств. Что это — непонимание?.. Вряд ли. Думается, наша власть прекрасно понимает, что, займись она этим по-серьезному, пойдет лавинообразный процесс. Причастным к которому окажется громадное число тех, кто и сейчас находится близко к власти или пользуется ее покровительством. Вот почему в последнее время, очень осторожно, власть нащупывает пути легализации похищенных капиталов. Это порочный путь, и он вполне соответствует нашему насквозь криминализованному государству. А есть совсем другой вариант: государство декларирует желание рассчитаться с внешними долгами, оставшимися после реструктуризации, именно за счет этого источника, но просит Запад помочь в их нахождении и возвращении. И помогут, и будут найдены. И еще останется на внутренние нужды. Но воли явно не хватит, да и очередные выборы на носу... Путь к решению задачи — только в одном: отодрать там, где только возможно, экономику от политики. (Путь к политическому согласию слишком долог и сегодня нереален.) Выделить в экономике те узловые моменты, против которых формально не могут возражать ни одна политическая партия, фракция или движение: борьба с коррупцией, с тотальным воровством, с лоббированием интересов олигархов, корпораций и компаний; возврат вывезенных капиталов; выявление и наказание государственных и иных жуликов; жесточайший контроль за каждой государственной копейкой; усиление институтов власти и ослабление произвола чиновников; реформирование правоохранительных органов в сторону защиты интересов граждан и легального бизнеса... Хоть по крохам, но повышать эффективность производств, проводить структурную перестройку, непрерывно защищать интересы своих производителей и — что очень важно! — лелеять средний класс, основу процветания любого государства. Вот та платформа, которая будет народом не только принята, но и всемерно поддержана. Чтобы не быть голословными, приведем лишь несколько предложений, сформулированных, предлагавшихся и не принятых либо "не понятых" в разное время представителями нашей власти. Как уже говорилось выше, для страны самое главное — бюджет. Несмотря на многочисленные комитеты, комиссии и ведомства, причастные к его разработке и утверждению, он как был, так и останется убогим из-за своей зависимости от слишком многих интересов. Поэтому предлагается создать независимый и подотчетный только парламенту, финансируемый отдельной строкой в бюджете Федеральный стабилизационный бюджетный центр, имеющий три направления: аналитическое, экономическое и правовое. Задача этой структуры — комплексный анализ, поиск экономических решений и формирование правовой базы, позволяющей наполнять бюджет, препятствовать его разворовыванию на всех уровнях, стабилизация бюджета с решением задач в краткосрочной и долгосрочной перспективе, анализ развития бюджета и периодическое прогнозирование, обобщение мирового опыта. Сегодняшний уровень бюджета говорит о том, что потребуется много лет и усилий, а без мозгового центра с привлечением в него лучших сил этой задачи не решить. И никакой политики!.. Второе. Не секрет, что многие принимаемые постановления, указы и даже законы не только не работают на страну, но и напрямую ущемляют интересы ее граждан — естественно, подавляющей части, а не отдельных представителей. Как воспрепятствовать этому хотя бы в основе? Возьмем и проведем аналогию с конкретной продукцией, допустим — с пищевыми продуктами. Каждый их вид подлежит независимой сертификации в органах контроля (они по идее должны быть абсолютно независимыми) и только после нее в итоге получает право на жизнь. Вот так же надо поступить и с законами, указами и постановлениями: создать опять же независимый Федеральный центр социальной экспертизы. Все законы и т.д., помимо установленного уже порядка согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами, в обязательном порядке направлять в этот центр на экспертизу, т.е. на предмет подтверждения отсутствия в них нежелательных последствий для социальной сферы и получения соответствующего сертификата. В особо сложных случаях необходимо назначать расширенную экспертизу, обозначив (и не на словах) тем самым приоритетность социальной направленности любого принимаемого государством решения. Будь у нас такой механизм, наверное, не было бы проектов типа "Высокоскоростные магистрали", не было бы случаев, когда высшие чиновники уже после визирования документов заявляли, что не обратили внимания на какие-то "нюансы"... Казалось бы, простые решения, но они ограничивают произвол, лоббирование чьих-либо интересов, т.е. то, чем прославилась наша страна. Потом, когда страна станет прочно на рельсы демократии, ставшие ненужными органы можно будет и убрать. Но сейчас стандартный путь для России невозможен... В заключение хочу привести оценку итогов 1998 года со стороны Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II: "Безумный мир, где господствуют волчьи законы, где ложь и обман стали нормой поведения". Какие доводы и итоги вам еще нужны?.. Разговор о будущем России продолжается. Мы принимаем ваши письма по адресу редакции с пометкой "Отдел экономики".

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру