ЛИЦО ЦАРСКОСЕЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗКИ

— Да поймите вы! Мне обязательно надо быть 12 июня в Питере, — горячится в кабинете начальника Ленинградского вокзала пассажирка, — у нас же там День независимости! Секундное замешательство — как, уже и Питер отделился? — сменяется смехом: — Девушка, у всех День независимости, поэтому и билетов на Санкт-Петербург нет. Москва, дождавшаяся трех выходных подряд, ринулась в Питер к белым ночам, разводным мостам, петергофским фонтанам. Питер, в свою очередь, двинул в столицу. — Завтра ты работаешь? — участливо интересовались еще накануне кошмарного 11 июня друг у друга работницы билетных касс. — Ну ничего, с утра побольше валерьянки, в карман обязательно валидол, 30 апреля же пережили! Уже за два дня до рокового предпраздничного числа в кассах оставались лишь билеты на сидячие места да "в загашнике" скудное количество плацкарта и единицы купейных для особых случаев. Эти особые случаи с утра выстраивались в длинную очередь в кабинет начальника вокзала. — Нам бы на "Красную стрелу"... — "заикались" пассажиры. — Ну о чем вы? — устало вздыхали кассиры, зам. начальника вокзала и, наконец, сам начальник. Если бы "Красная стрела" вместила в себя в эту ночь всех желающих, то приказала бы долго жить. Причем в день собственного рождения. Впервые этот фирменный поезд был пущен именно 10 июня. Правда, тогда шел 1931 год. "Красная стрела" была первым фирменным поездом в России. Состав вишнево-красного цвета неизменно пользуется популярностью у "персон с положением". Именно на "КС", бывало, "гоняли" из Питера в Первопрестольную товарищи Киров и Жданов. (Конечно, ездили ленинградские градоначальники, как правило, не в общих купе, а в специально прицепленных салон-вагонах. Точно так же в нынешние времена добавляют к "Стреле" персональный спецвагон для Патриарха Алексия и других "первых лиц", когда они отправляются на берега Невы. Спецвагон — это салон со специально оборудованными столами для работы и несколькими купе для отдыха.) Любят "Красную стрелу" командированные. Уж больно удачно выбрано время отправления этого поезда: в 23.55. Благодаря остающимся до полуночи пяти минутам к сроку командировки добавляется лишний день, а значит, и лишняя "порция" суточных! — У нас очень редко остаются пустые места, — рассказывает начальник поезда Сергей Глушков. — Даже в самый "мертвый сезон" — зимой — заполняемость вагонов не опускается ниже 90%. А вот экспресс, который отправляется буквально четырьмя минутами позднее, случается, и недобирает пассажиров... Мы часто видим в купе известных людей — артистов, музыкантов, депутатов Госдумы... С месяц тому назад у меня в поезде Зюганов ехал... Впрочем, проводники "КС" встречают на своей "подшефной территории" и иную публику — порой весьма экзотическую. Однажды, например, все места в купейном вагоне забронировали члены какой-то религиозной секты, которые целую ночь напролет распевали молитвы. Зато в другой раз несколько вагонов в "Красной стреле" заняли школьники одной из столичных школ. Ребята увлекались железными дорогами, даже имели в школе действующий макет и мечтали попутешествовать именно на "Красной стреле". Да, кстати, о проводниках. Многие из них трудятся на "Красной стреле" по 15—20 лет. И даже "новичком" в бригаду фирменного поезда может попасть лишь тот, кто уже проработал на обслуживании пассажиров в пути как минимум лет десять. "КС" традиционно отвергает плацкарту — в составе лишь спальные и купейные вагоны. А не так давно этот экспресс получил статус поезда повышенной комфортности. Постельное белье здесь предлагается только "хай-класса" — льняное. В дополнение к обычному полотенцу пассажир получает еще и махровое, а вместо второй простыни его снабжают пододеяльником. Оплачен предлагаемый в пути каждому путешественнику ланч, вагон-ресторан открыт в течение всего времени поездки, — ешь, пей, сколько хочешь. ...Насчет "пей" особый разговор. — Вот только что перед вашим приходом я вынужден был "дать от ворот поворот" одному из пассажиров, — вспомнил начальник поезда. — Гражданин едва на ногах держался. А таких в вагоны пускать нельзя. Но в большинстве поездов это положение, узаконенное нашими МПСовскими правилами и инструкциями, не выполняют, а мы на "Красной стреле" следим строго. Если кто-то приходит на посадку сильно подшофе, я пишу ему на оборотной стороне билета, что данный гражданин не допущен в вагон по причине его нетрезвого состояния и отправляю восвояси... Ну бывает, конечно, что человека под хмельком сопровождают в поездке его родные или друзья, — в таких случаях обычно все обходится без инцидентов. Так же и в ситуации, когда навеселе является какой-нибудь состоятельный господин, откупивший в свое распоряжение целое купе, — там он никому мешать не будет... К слову сказать, всю дорогу поезд сопровождается специальным нарядом милиции, который следит за порядком в вагонах. Поэтому случаев краж или драк у нас и припомнить-то трудно... Другое дело, что иногда кто-нибудь из пассажиров поддастся искушению и прихватит с собой на конечной станции что-то из постельных принадлежностей. Тут уследить не всегда удается... "Красная стрела" всегда отличалась пунктуальностью. Как утверждают знатоки, отправление этого поезда за долгие годы его работы было задержано чуть ли не один-единственный раз. Это случилось еще до войны, когда любимая женщина наркома Луначарского опаздывала на вокзал, и ради нее "литерный" стартовал на три или четыре минуты позже. Случались и непредвиденные задержки в пути. В 1993 г. экспресс был внезапно остановлен неподалеку от Питера, на одной из пригородных дачных платформ. В купе спального вагона ворвались тогда вооруженные омоновцы и "повязали" мирно отдыхающего пассажира — крупного петербургского предпринимателя. Его, оказывается, заподозрили в каких-то финансовых злоупотреблениях и, заковав в наручники, отправили назад, в "град Петра", на автомобиле для дачи показаний следователю. Ну а "Стреле" пришлось "прибавлять обороты" и наверстывать потерянное время. — На моей памяти, — рассказывает начальник Ленинградского вокзала Елизавета Семеновна Коваленко, — а я работаю здесь уже без малого тридцать лет, "Красная стрела" опоздала лишь однажды, зимой 88-го года. Мороз тогда стоял 42 градуса, и произошел обрыв контактного провода. А вообще по "Красной стреле" можно проверять часы. "Красная стрела" — один из немногих поездов, оборудованных мобильной связью. Любой желающий может обратиться к проводнику, и ему предоставят такую услугу. Каждый вечер ровно в 23.55 трогаются в путь 15 фирменных вагонов, и 388 пассажиров, как водится, вспоминают добрым словом императора Николая, который вопреки отговорам своих министров дал добро на строительство первой в России Царскосельской железной дороги. А еще, быть может, вспоминают они машиниста Иванова, который 68 лет назад первым провел из Москвы в Питер любимый всеми фирменный поезд "Красная (то бишь красивая) стрела".

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру